Все о пенсиях в России

23.11.2024Подписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Российских школьников ждёт «демобилизация»

Кто узаконит идею запрета смартфонов в классах — государство или семья?

20.09.2018 12:40

Автор: Мария Багринцева

Российских школьников ждёт «демобилизация»
Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

Около 73 процентов россиян уверены, что на уроках пора запретить «умные телефоны». Ведь в борьбе за внимание детей «разумное, доброе, вечное» слово учителя зачастую не выдерживает конкуренции с гаджетами. О законодательной поддержке человека против машин размышляют на самом высоком уровне и не исключают введения повсеместных ограничений на пользование смартфонами в школах.    

Судный день уже настал

Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал, что стремительная цифровизация страны застала население врасплох.

Родители, выросшие, в докомпьютерную эру и в эпоху становления Интернета, и сами-то порой не представляют, как вылезти из соцсетей и расстаться с полюбившейся онлайн-игрой. Они работают удаленно, читают новости в мобильных телефонах, с роднёй и друзьями общаются в мессенджерах. Дети копируют поведение близких и начинают думать, что всё самое важное в жизни происходит в мониторе.

Школьные соцсети опутают всю страну
Разубеждать их нередко приходится учителям. Тут иногда ещё действует сила педагогического таланта. Именно так, по старинке, работают в одном подмосковном лицее: никаких запретов на отвлекающие от занятий гаджеты там нет, а школа — много лет среди лучших в регионе. Папы и мамы её учащихся, вероятно, могли бы войти в число 30 процентов респондентов ВЦИОМ, полагающих, что смартфоны и успешная учеба — вещи вполне совместные.

Оставшиеся 70 процентов видят прямую зависимость между повышением успеваемости и ограничением использования телефонов на уроках. И их поддерживает всё больше школ. Преимущественно частных. Но и государственным закон не запрещает прописывать в уставе свои правила — что о форме одежды, что о гаджетах. Поэтому творчество тут процветает.

Куда-то, по договорённости с родителями, ученики вообще не приносят с собой мобильные. Где-то сдают их перед уроками классному руководителю и забирают после. Каждый педагог при отсутствии единой школьной политики и протеста общественности тоже может ввести свои нормы: собрать ребячьи телефоны в коробку перед занятием, попросить детей установить на аппаратах беззвучный режим, оставить портфели с ними у входа в класс, взяв за парту только нужное для урока.

Подобный опыт применяют и в летних лагерях. Под расписки родителей вожатые собирают трубки детворы, хранят в сейфе, выдают на час вечером для связи с домом. Ещё одно непременное условие — сотовые должны быть кнопочными.

Ученикам хотят разрешить сдавать ЕГЭ в своей школе
Может, всё-таки пора отказаться от самодеятельности и ввести единые повсеместные требования к использованию гаджетов в учебных заведениях?

Дети «большого пальца»

Летом во Франции был принят закон о запрете мобильных в младшей и средней школе. Жёсткие ограничения также действуют в Японии и Южной Корее. У нас телефоны нигде нельзя приносить на экзамены. Прочие унифицированные правила — в разработке.

К процессу по просьбе юных победителей международных предметных олимпиад собирается подключиться даже президент Владимир Путин. На встрече в образовательном центре «Сириус» 1 сентября президент обещал ребятам, что обсудит целесообразность запрета смартфонов в школах с главой Министерства просвещения Ольгой Васильевой.

Сама глава ведомства считает такой шаг необходимым, о чём она заявила нынешней осенью на Общероссийском родительском собрании.

«Вопрос не новый, ставит его педагогическое сообщество уже не в первый раз, — поддержала коллегу Людмила Дудова, председатель координационного совета Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка. — Мы сегодня имеем дело с детьми цифровой эпохи. С детьми «большого пальца» — есть уже такое выражение. С кнопочными детьми, которые лучше работают с клавиатурой компьютера, нажимая на кнопки телефона. Закрывать глаза на эту проблему нельзя, абсолютно исключать гаджеты — тоже. Вводить их как средство обучения надо очень осторожно, лимитировано. Особенно когда не сформирована психика, когда быстро появляется зависимость, когда это дети раннего возраста. У нас сегодня ведь двухмесячный ребёнок нажимает на кнопку! А это всё очень влияет на формирование центральной нервной системы».

Мы должны объяснять детям, что если сверх нормы пользоваться, это мешает качеству образования, здоровью может вредить.

Минпросвещения пока не готово выйти с конкретной законодательной инициативой по ограничению использования смартфонов в школах. В ведомстве заверили «Парламентскую газету», что о полном запрете личных сотовых в учебных заведениях речь не идёт вообще — лишь о возможной выработке правил пользования ими во время уроков. Причём на научной основе: министерство намерено заказать исследование о влиянии гаджетов на здоровье детей и об их реальной эффективности в учёбе — слишком много сейчас мифов и спекуляций вокруг данных вопросов. Также гарантировано общественное обсуждение темы «демобилизации» школьников.

«Я считаю, что вообще не надо использовать ни смартфоны, ни телефоны, ничего — на уроке должны работать ребята, — поделилась мнением с «Парламентской газетой»  Тамара Плетнёва, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, член фракции КПРФ. — Но если что-то случилось, позвонить ребёнку тоже ведь надо. Тогда запретить пользоваться только на уроке. На перемене можно. Но смартфоны — точно нет. Если будет такая законодательная инициатива, я буду её поддерживать».

Социальные сети превратятся в гипермаркет для общения и услуг

А вот первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова полагает, что без правки законов можно обойтись — у школ достаточно полномочий, чтобы урегулировать вопрос самостоятельно, чем они при желании и пользуются. По её мнению, главное — привить ребятам культуру обращения с современными средствами коммуникации так же, как учат культуре вождения автомобиля или этикету.

«Мы должны объяснять детям, что если сверх нормы пользоваться, это мешает качеству образования, здоровью может вредить, — призывает сенатор учителей и родителей. — Это должно быть осознанное решение. Дети должны быть в него включены. А не так, что взрослые приняли решение, отобрали телефон, это будет только негатив у детей. Я, как психолог, понимаю, что есть зависимость. Уже очень многие дети зависимы. Посмотрите, как они делают уроки — постоянно отвлекаются на гаджеты. Поэтому такой разумный подход, с точки зрения формирования культуры, был бы очень правильным».