Российских дизайнеров защитят от плагиата
В Госдуме хотят бороться с плагиатом модного дизайна, а эксперты предлагают защищать права художников-конструкторов и в других областях
Фото: wikimedia.org
Депутат Госдумы Наталья Костенко предложила законодательно защитить дизайнеров модной индустрии от плагиата ещё до получения ими патентов. А эксперты в разговоре с «Парламентской газетой» порекомендовали поддержать и других промышленных дизайнеров, независимо от того, что они создают — модные коллекции или корпуса для медицинских приборов.
Патент регистрируют — защита действует
Для защиты своих прав на интеллектуальную собственность дизайнеры и модные дома сегодня могут оформить патенты как на логотипы и фирменные изображения, так и на конкретные изделия — одежду, обувь и аксессуары. Но процесс это небыстрый — он может занимать со всеми экспертизами от шести до 20 месяцев. В итоге к моменту получения патента дизайн может быть растиражирован недобросовестной компанией.
«Воровство дизайна, которое нередко встречается в модной индустрии, часто происходит в первый месяц после того, как коллекция была представлена», — сказала «Парламентской газете» Наталья Костенко.
Для борьбы с этим явлением депутат предлагает внести поправки в Гражданский кодекс, которые предусматривают правовую защиту дизайна ещё до его окончательной регистрации — с момента подачи заявки в Роспатент, чтобы можно было взыскать компенсацию с тех, кто использует аналогичное дизайнерское решение в этот период.
Такой же механизм действует в сфере правовой защиты изобретений, пояснила председатель Суда по интеллектуальным правам Людмила Новосёлова на экспертном «круглом столе» в Госдуме 24 октября. Однако взыскать компенсацию можно только в том случае, если в итоге будет доказано, что этот продукт уникальный и принадлежит заявителю, то есть если он будет зарегистрирован, пояснила она.
Законодатели при подготовке инициативы отталкивались и от зарубежного опыта. Первой специальный режим охраны изделий дизайна ввела Франция, и именно европейский опыт предлагается взять за основу.
«Например, в Японии жёсткие требования к дизайнерам, им сложно доказать уникальность своего дизайна, и поэтому у них мало таких патентов, а в Китае защита прав дизайнеров, на наш взгляд, слабовата. Мы же предлагаем сконцентрироваться на позитивном опыте Европы», — рассказала специалист в сфере интеллектуальных прав, доцент МГЮА Елена Гринь.
Особенно актуальным вопрос защиты результатов интеллектуального труда дизайнеров стал после ратификации в этом году Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, что позволило отечественным дизайнерам выйти на уровень международного патентования и международный рынок.
Инициатива направлена, в основном, на защиту сезонной продукции — коллекций одежды, обуви и аксессуаров, которые устареют задолго до того, как будет получен патент. За двадцать месяцев, в течение которых он может выдаваться, модные дома могут выпустить и восемь, и больше коллекций, заявила автор законопроекта.
Средние сроки рассмотрения заявок на промышленные образцы составляют шесть-девять месяцев, — сообщила «Парламентской газете» заместитель начальника Управления организации предоставления государственных услуг Роспатента, начальник отдела патентного права Виктория Галковская. 20 месяцев — предельный срок выдачи патента.
Воровство дизайна, которое нередко встречается в модной индустрии, часто происходит в первый месяц после того, как коллекция была представлена.
Насколько необходимы предлагаемые меры, необходимо ещё обсуждать, отметила эксперт. В том числе нужно определить критерии сезонной продукции, которые можно отнести к коротко живущим, и сроки необходимой правовой охраны образцов одежды и аксессуаров.«Естественно, что в этом случае необходимо предусмотреть отдельный размер пошлин и предоставить заявителю право выбора процедуры регистрации, которой он хочет воспользоваться для регистрации своего объекта дизайна», — подчеркнула Галковская.
Защита именно сезонной продукции до проведения экспертизы будет вызывать больше всего вопросов, считает исполнительный президент Национальной палаты моды Александр Шумский: «Насколько у образца уникальный крой, фасон? Может быть, мы просто взяли кафтан из музея в Стамбуле, чуть-чуть его переделали и сказали, что он уникальный».
Сейчас крупные бренды чаще регистрируют всё же свои логотипы и фирменные изображения, по которым их можно узнать с первого взгляда, а не конкретные образцы из коллекций, рассказал он. Охрана фирменных знаков для брендов особенно актуальна, потому что недобросовестные компании могут легко их скопировать и воспроизвести на своих вещах. Тем не менее, отметил Шумский, проблема плагиата в моде остаётся острой, и дизайнеры от этого страдают.
Если дизайнеры будут уверены, что их работу не смогут беспрепятственно скопировать, это будет способствовать их творческой активности и даст дорогу молодым специалистам, уверена Наталья Костенко.
Нужно защитить всех промышленных дизайнеров
Интеллектуальная собственность дизайнеров должна охраняться не только в индустрии моды, но и во всех сферах промышленного дизайна, считают собеседники «Парламентской газеты».
Нет необходимости выделять защиту fashion-индустрии в отдельную категорию, подчеркнул специалист по интеллектуальной собственности и коммерческому праву Виктор Пастернак: «Если уж браться за этот вопрос, то делать это нужно в отношении всех промышленных образцов (изделий с уникальном дизайном и эргономическими свойствами. — Прим. ред.), или обосновать, почему результатам творческого труда дизайнеров одежды, обуви и аксессуаров присваивается особый статус».
Но охранять художественно-конструкторское решение от плагиата в период его регистрации действительно важно, считает эксперт.
Без решения этих вопросов мы рискуем получить традиционный для нашего законодательства перекос. Но уже начавшееся активное вовлечение академических кругов и практиков в дискуссию, без сомнений, этот риск сильно снизит.
Из-за отсутствия такого положения в Гражданском кодексе могут возникать правовые коллизии, отметил он. Например, право просить суд принять меры против распространения условно контрафактной продукции может только лицо, признанное правообладателем, то есть получившее патент. Учитывая, что регистрация — процедура длительная, к её окончанию продажи уже могут завершиться, и такая ретроспективная защита будет запоздалой. К тому же надо определить ответственность для тех, кто в недобросовестных целях может воспользоваться своим правом на ограниченную защиту после подачи заявки, но так и не получит патент.«Без решения этих вопросов мы рискуем получить традиционный для нашего законодательства перекос. Но уже начавшееся активное вовлечение академических кругов и практиков в дискуссию, без сомнений, этот риск сильно снизит», — подытожил Пастернак.
Труд дизайнеров уязвим во всех сферах, уверен основатель студии промышленного дизайна «Смирновдизайн» Сергей Смирнов.
«За свою 20-летнюю практику на рынке промышленного дизайна я многократно встречал проблемы некорректного взаимодействия с дизайнерами недобросовестных бизнесменов и заказчиков», — рассказал он.
Но, чтобы действительно защитить дизайн от плагиата, по его мнению, нужен ещё более простой механизм, чем предлагается законопроектом.
Дело в том, что сама процедура подачи заявки на патент сложная и затратная, и все эскизы запатентовать не получится. Поэтому начало охраны дизайна вообще не стоит привязывать к ней, утверждает Смирнов.
Чем права дизайнеров регулируются сейчас
Интеллектуальные права дизайнеров регулируются авторским и патентным правом. В сфере дизайна они тесно переплетены, так как авторское право защищает все уникальные результаты интеллектуального творчества, а патентное — его прикладное выражение, а также регулирует использование этих результатов третьими лицами.
Авторское право возникает в момент создания произведения литературы, науки и искусства. Это касается и дизайнерского труда — как только человек нарисовал эскиз платья или принт для футболки — он становится законным автором созданного им дизайна.
Но всё не так просто, когда дело доходит до споров об авторстве. Чтобы доказать, что кто-то незаконно воспользовался творением дизайнера, нужно добиться признания, что именно он создал его первым и что оно является уникальным. Поэтому дизайнер может предпочесть получить патент на важный для них продукт и иметь твёрдое подтверждение своих прав.
Патентное право отвечает на вопрос, кто может пользоваться, реализовывать результат интеллектуального труда. Например, дизайнер создал уникальную модель часов и может получить на неё патент. Но такие коммерческие права могут принадлежать вовсе не автору. Например, если тот же дизайнер работает в организации и по договору результат его творчества принадлежит работодателю, то получить патент, использовать и реализовывать модель часов сможет только работодатель или тот, кому он передаст это право.
Авторство при этом не может отчуждаться в любом случае, и даже если автор передаёт право использования интеллектуальной собственности другому лицу, его имя всё равно должно фигурировать в заявке на патент.
Ещё материалы: Наталья Костенко