Российские вузы стали красивее, но кормят в них по-прежнему плохо
В разгар вступительной кампании ВЦИОМ спросил студентов, насколько они довольны своей alma mater
Доля студентов, удовлетворенных условиями учебы, за год выросла с 60 до 64 процентов. Более того, гордость за свою alma mater испытывают 58 процентов опрошенных. Такие результаты опроса ВЦИОМ и платформы «Неравнодушный человек» опубликованы 18 июля. «Парламентская газета» узнала, что нравится и не нравится студентам в своих институтах и университетах.
Рекорды удовлетворенности
В России выросла доля студентов, удовлетворенных условиями учебы, следует из результатов нового опроса ВЦИОМ. В 2024-м таких насчитали 64 против 60 процентов годом ранее. Это те, кто оценил эмоциональную комфортность в вузе на восемь и более баллов. При этом максимальную оценку — 10 баллов по этому показателю поставили 29 процентов респондентов против 26 в 2023 году.
Как следует из результатов опроса, больше всего студентам в их вузах нравятся:
- инфраструктура — 77 процентов,
- внешний вид, дизайн, ремонт — 74 процента,
- техническая оснащенность — 72 процента.
А вот удовлетворенность организацией питания в институтах и университетах студенты в среднем по стране оценили только на 67 процентов. При этом 15 и 8 процентов сказали, что скорее неудовлетворены и полностью неудовлетворены кафе и столовыми.
Несмотря на это, большинство студентов гордятся своей alma mater — таких в 2024 году 58 процентов, это столько же, как и в 2023 году. А вот тех, кто признался, что стыдится своего института или университета, стало меньше: один процент сейчас против трех раньше.
Оптимистичные результаты исследования «Парламентской газете» подтвердил первый проректор НИУ ВШЭ, руководитель лаборатории экономико-социологических исследований Вадим Радаев: «Мы в Высшей школе экономики проводим много своих опросов студентов — и самой Вышки, и обучающихся других вузов. Можем подтвердить, что полученные результаты согласуются с нашими данными. Действительно, разные опросы фиксируют крайне высокий уровень удовлетворенности студентов процессом обучения — от 70 до 80-85 процентов, что не может не радовать».
Половина без наставника
Институт или университет — это, конечно, не просто здания, аудитории, компьютеры и кафе. Главная задача вуза — давать знания. Поэтому эксперты поинтересовались, насколько студентам нравится учиться.
Выяснилось, что полностью или скорее удовлетворены компетенциями своих преподавателей 87 процентов учащихся. Высокую оценку получила и работа деканатов — 8 и более баллов им поставили 84 процента студентов, при этом на отлично деканаты оценили 43 процента.
«В целом исследование подтверждает позитивные тренды в сфере высшего образования: студенты чувствуют себя комфортно в университетской среде, имеют доступ к современной инфраструктуре, получают качественное образование и ощущают поддержку со стороны преподавателей. Отечественные вузы успешно создают мотивирующую обстановку для обучения и развития будущих специалистов, которые отражаются и в стабильно высоком чувстве гордости за свое учебное заведение», — прокомментировала эти данные «Парламентской газете» академический директор проекта «Управление стратегическими коммуникациями» Института общественных наук РАНХИГС Виктория Карпова.
Впрочем, отдельные результаты опроса все же насторожили экспертов. Например, многие студенты заявили, что у них нет наставника: либо нет и никогда не было, либо был, но они перестали общаться. Кроме того, у каждого пятого студента сам вопрос вызвал непонимание, поэтому они затруднились с ответом.
«Именно на эту проблему сегодня стоит обратить особое внимание, понимая, что роль преподавателя в образовательном процессе невозможно переоценить», — считает Вадим Радаев.
Больше самостоятельности
Несмотря на общую положительную оценку, у студентов есть много предложений, как еще усовершенствовать свои институты и университеты. Рейтинг пожеланий выглядит так:
- право выбора дисциплин для обучения — 33 процента,
- баланс количества часов и практики — 30 процентов,
- расширение сети партнеров для практики — 28 процентов,
- изменение расписания, времени и места учебы — 27 процентов,
- улучшение материально-технической базы — 25 процентов,
- увеличение практико-ориентированных дисциплин — 24 процента,
- пересмотр системы оценок — 16 процентов,
- возможность получения допобразования — 13 процентов.
Также 20 процентов студентов хотели бы наладить коммуникацию с кафедрой, преподавателями, деканатом и руководством вуза.
Все это говорит о том, что студенты хотят получить более персонализированное обучение, отвечающее их индивидуальным потребностям и стремлениям, считает Виктория Карпова: «Они хотят больше самостоятельности, гибкости и возможностей для практического применения полученных знаний. Вузам важно учитывать эти запросы».