Все о пенсиях в России

два дня назадПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Россиянам поможет бесплатный «юрист из смартфона»

Готовится к запуску цифровая платформа «Правовая помощь», где консультировать граждан будет робот

07.12.2022 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Россиянам поможет бесплатный «юрист из смартфона»
  © pexels.com

Правом на получение бесплатной юридической помощи обладают около 30 миллионов россиян, но обращаются за ней лишь десятая часть из них. Чтобы получить консультацию стало проще, Минюст планирует в ближайшее время запустить цифровую платформу «Правовая помощь», где людям будут помогать не только живые юристы, но и роботы. Сможет ли искусственный интеллект (ИИ) защитить и помочь нашим согражданам, разбиралась «Парламентская газета».

За юриста ответит чат-бот

Создание информационной системы «Правовая помощь» Минюст анонсировал в 2021 году. Она должна быть простой и понятной и оказывать самый востребованный вид помощи — первичное правовое консультирование граждан в устной и письменной форме, говорил руководитель ведомства Константин Чуйченко на совещании главы государства с членами Правительства в мае прошлого года.

В эти дни завершается финальное тестирование платформы, 20 декабря пройдет ее презентация, рассказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета по законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова. Первыми доступ к платформе, по ее словам, получат жители десяти регионов: Татарстана, Краснодарского края, Кемеровской, Иркутской, Курской, Московской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской и Ульяновской областей. В следующем году работа системы охватит всю страну.

В сервисной базе «Правовой помощи» предполагается функционирование голосового и текстового чат-ботов, которые будут бесплатно консультировать пользователей по юридическим вопросам и помогать находить нужные нормативно-правовые акты по интересующей проблематике, добавила сенатор. Систему интегрируют с порталом госуслуг, то есть входить в нее можно будет по общему с этим порталом паролю.

Право — это не алгоритм

Востребованность бесплатной юридической помощи крайне мала, считают в Минюсте. Правом на ее получение обладают около 30 миллионов россиян, однако в 2020 году за ней обратились всего 335 тысяч человек. Среди причин, по словам Константина Чуйченко, отсутствие в некоторых регионах государственных юридических бюро. Новая платформа должна исправить положение и обеспечить равный доступ к юрпомощи для всех.

Люди не обращаются к юристам не потому, что не хотят или не могут, а потому что просто не понимают, имеют ли они право обжаловать какое-то действие или предъявить претензию. О низком уровне правовой грамотности россиян «Парламентской газете» рассказала директор по правовым вопросам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович. А еще, по ее словам, наши сограждане уверены, что услуги юриста стоят недешево, а результат при этом не гарантирован.

Читайте также:

• Сенаторы подготовили законопроект о бесплатной юрпомощи мобилизованным

Что касается искусственного интеллекта, который Минюст хочет зашить в новую систему, то его технологии, по мнению эксперта, далеки от идеальных, особенно в юридической сфере. «Право — не алгоритмизированная сфера, в связи с чем говорить о том, что ИИ сможет сопровождать гражданина в процессе защиты его прав и интересов «от и до» не приходится, — констатировала Орехович. — По-видимому, планируется, что система будет определять сферу вопроса, с которой обращается человек, и предоставлять ему доступ к законодательству из этой сферы, перенаправлять его к обладающему соответствующими знаниями консультанту».

С этим мнением согласилась член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова: «Каждое дело и каждый спор индивидуальны, каждое обстоятельство должно оцениваться по-своему отдельно и в совокупности. Крайне важна вариативность решений ИИ. Отсутствие таковой не позволит находить более выгодные выходы для граждан, попавших в юридический спор».

Бизнес уже все придумал

Общение с потребителем с помощью автоматизированных систем не является хорошей практикой ни в одном сегменте — ни в банковской сфере, ни в правовой, ни в телекоме, считает руководитель практики юридических технологий кластера «Сколково» Антон Пронин. Однако платформа «Правовая помощь» может помочь демократизации юридической деятельности.

Технологию «юрист в кармане» уже реализовали коммерческие компании, рассказал эксперт. В частности, существуют маркетплейсы юридических услуг и система «цифровой юрист», которая содержит конструкторы для самостоятельного составления заявлений, исков и других документов. С помощью смартфона можно получить онлайн-консультацию или даже оформить удаленную юридическую поддержку. То есть государство в этом смысле догоняет бизнес. По данным из «Сколково», юристами на удаленке чаще пользуются компании, на этот сегмент приходится 72 процента всех разработок, и только 28 процентов обращены к физлицам.

Юрпомощь из смартфона должна быть прежде всего понятной людям, то есть консультация, вне зависимости от того, кто ее оказывает — робот или человек, не должна по возможности содержать незнакомых клиенту терминов и неудобоваримых словоконструкций, считает Ирина Рукавишникова. «Это главный критерий, а не количество и быстрота, — сказала она. — Ко мне часто обращаются люди, которые не понимают предоставленных им из ведомств ответов. Так быть не должно».

Кроме того, сенатор обратила внимание на существующий в России кодекс этики искусственного интеллекта. В прошлом году его обязались соблюдать крупные IT-компании, но пока он является лишь некой декларацией, а не нормативным актом. Закрепление кодекса на законодательном уровне, по мнению Рукавишниковой, следующий шаг, который предстоит сделать уже в ближайшее время. Главному принципу работы ИИ — не навреди — должны будут следовать и роботы-юристы.