Россиян защитят от телефонного спама
Как отразится на качестве и стоимости связи идея Минцифры о маркировке массовых звонков
Предложение Минцифры обязать операторов связи маркировать входящие звонки, чтобы абонент всегда знал, кто пытается с ним связаться — банк, магазин или другая коммерческая компания, — может негативно сказаться на состоянии рынка сотовой связи. Независимые эксперты, опрошенные «Парламентской газетой», опасаются, что инициатива приведет к росту издержек и тратам, которые могли бы пойти на содержание и развитие сетей. В Госдуме, впрочем, проблемы не видят и, наоборот, отмечают, что маркировка входящих не только оградит людей от спама, но и защитит от мошенников. Подробности — в нашем материале.
«Система недешевая и есть не у всех»
Напомним: в понедельник, 7 октября, Минцифры опубликовало проект поправок в Федеральный закон «О связи». В них ведомство предложило обязать компании, которые звонят абонентам мобильных операторов, предоставлять информацию о цели звонков — в противном случае вызов будет автоматически блокироваться.
В ведомстве пояснили, как будет работать новая схема. Компании, совершающие звонки абонентам мобильной сети, особенно массового характера, обяжут сообщить своему оператору, кто они и зачем звонят. Эти данные автоматически передадутся от оператора к оператору, и на телефоне абонента определится источник звонка. Абонент сможет отказаться от массовых вызовов или выбрать только те компании, вызовы от которых он разрешит.
Как сообщил для «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин, комментируя инициативу Минцифры, она позволит существенно сократить неудобства, которые доставляют абонентам массовые обзвоны.
«В России ежедневно блокируют около 10-20 миллионов спам-звонков. Цифра варьируется в зависимости от дня недели и месяца. При этом часто спам-звонки используют мошенники для фишинговых атак, где цель — получить личные данные: банковские реквизиты или пароли. И в последние годы количество таких спам-звонков заметно возросло. Но увеличилось и число заблокированных вызовов благодаря использованию более совершенных технологий и систем защиты», — отметил парламентарий. Он подчеркнул также, что и «официальные», не мошеннические рекламные звонки и опросы отвлекают людей дома, на работе и в общественных местах, вызывая у них стресс и раздражение.
У экспертов к инициативе Минцифры возникли вопросы.
«На мой взгляд, введение подобного рода поправок негативно скажется на рынке мобильной связи, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» интернет-аналитик Эльдар Муртазин. — Дело в том, что он жестко зарегулирован. Операторы не имеют права поднимать цены на связь, потому что эти моменты отслеживает ФАС. В этих условиях они ищут любую возможность дополнительно подзаработать, чтобы иметь возможность ремонтировать и развивать свои сети. Система маркировки как раз и была такой возможностью».
По словам Эльдара Муртазина, сейчас такая услуга предоставляется на платной основе. А технологии, которые позволяют автоматически маркировать входящие, есть лишь у двух крупных операторов. Причем технологии эти сложные и недешевые, так что даже те, кто ими располагает, разрабатывали и внедряли их с расчетом на то, что с будущих платежей как минимум удастся отбить их стоимость.
«Сейчас, соответственно, получается так, что такие системы, во-первых, должны появиться у всех, а во-вторых, что они станут бесплатными для клиентов, — подчеркнул эксперт. — При этом, кто все это будет оплачивать и поддерживать, не сказано — видимо, по умолчанию предполагается, что это будет сам оператор».
Пострадают ли от этого абоненты? Впрямую, финансово — нет, заключил Эльдар Муртазин. Но у операторов станет меньше возможностей обслуживать собственные сети — а значит, они будут быстрее ветшать и чаще выходить из строя, рождая масштабные сбои связи.
Защита от спама и мошенников
В Госдуме, впрочем, с таким прогнозом не согласны. «Сотовые операторы, которые имеют в своем распоряжении многоканальные АТС, и так имеют функционал, который позволяет внутри системы делать маркировку конкретной компании и конкретного сотрудника, который занимается обзвонами, — уточнил для «Парламентской газеты» первый заместитель председателя думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев. — Поэтому никаких дополнительных издержек после вступления в силу поправок, предложенных Минцифры, они понести не должны».
Антон Ткачев отметил также, что новая система, если она заработает, позволит абонентам не только ограничивать ненужное общение с коммерческими компаниями, но и дополнительно защитит их от мошенничества.
«Не секрет, что базы данных у нас сливают в открытый доступ не руководители, директора и начальники департаментов, а рядовые сотрудники, часто — с намерением подзаработать денег и сменить место работы, — уточнил парламентарий. — При этом их след, как правило, теряется, и выйти на конкретного ответственного за слив становится невозможным. Маркировка же позволит оперативно установить, кто имел доступ к базе, как ей пользовался, кому звонил. С другой стороны — сами абоненты смогут, если им что-то не понравилось в разговоре с представителем компании, его тон или какие-то оскорбительные выражения, обратиться в службу поддержки и точно указать, кто им звонил и в отношении кого, соответственно, проводить внутреннюю проверку».
Читайте также:
• Голосовые звонки с неизвестных номеров в мессенджерах предложили запретить
Ещё материалы: Антон Немкин , Антон Ткачёв