Россиян обещают избавить от спам-звонков
Массовые обзвоны хотят запретить, а абонентам — сообщать, откуда поступил вызов
Ввести бесплатную для абонентов услугу блокировки автообзвона до подтверждения цели вызова предложило Минцифры. Проект правил оказания услуг телефонной связи 15 декабря ведомство разместило для общественного обсуждения. Получится ли в этот раз поставить преграду телефонному спаму, разбиралась «Парламентская газета».
Кто на проводе
Блокировка затронет только автообзвоны — оператор связи сможет определить их при помощи специального софта. Недопустимы станут автоматизированные вызовы, «целью которых не является установление телефонного соединения», сказано в проекте правил.
При этом абоненты смогут видеть на экране смартфона, какая компания им звонит, и самим решать, отвечать на звонок или нет. Сейчас такую возможность уже предоставляют некоторые российские приложения, но в Минцифры хотят сделать услугу бесплатной и доступной для всех по умолчанию. В случае принятия документа рекламных звонков станет меньше, и абонент будет понимать, кто ему звонит, еще до того, как возьмет трубку, отметили в ведомстве.
Общественное обсуждение инициативы продлится до 4 января. В Минцифры рассчитывают, что правила начнут действовать с 1 марта 2023 года.
За спамом прячутся мошенники
Рекламные звонки без согласия абонента запрещены Законом «О рекламе». Нельзя ни предлагать поучаствовать в акции, ни получить подарок, если человек предварительно не дал на это согласие конкретной компании, напомнил «Парламентской газете» сенатор Артем Шейкин. За незаконную рекламу фирма может получить штраф до полумиллиона рублей.
Вроде и запрет есть, и наказание за его нарушение не маленькое, а вот эффекта нет — звонки и SMS от всевозможных банков, клиник, магазинов продолжают и продолжают поступать россиянам. Блокировка автообзвона частично снимет эту проблему, предположил Шейкин. Но работу нужно продолжать. Сенатор напомнил о разработанном совместно с другими парламентариями законопроекте, в котором будет четко сформулирован запрет операторам связи пропускать в свою сеть трафик с подменных номеров, причем за неисполнение этой нормы операторов будут штрафовать.
В документе, который получил положительное заключение кабмина, предусмотрена обязанность операторов во взаимодействии с Минцифры установить всю цепочку операторов-посредников, участвовавших в установлении соединения, и непосредственного оператора, подменившего номер. «Принятие закона будет способствовать увеличению числа успешно раскрытых случаев телефонного мошенничества», — сказал Артем Шейкин.
Маркетологи всего мира давно выяснили, что спам-обзвон не получает никакого отклика от абонентов. Кроме того, доказано, что такого рода звонки часто становятся прикрытием противоправной деятельности, рассказал «Парламентской газете» член IT-Комитета Госдумы Антон Немкин. Предложенное Минцифры решение, по словам депутата, позволит кратно сократить число рекламных звонков не только за счет фильтров, которые заблокируют нежелательные вызовы, но и при помощи идентификации организаций. Эта услуга уже неплохо себя зарекомендовала в приложениях частных компаний, и если она станет всеобщей, будет только лучше.
«Такой IT-системе следует стать единой, охватывать всех операторов связи и действовать под государственным контролем, — сказал Немкин. — Все операторы связи должны проходить аккредитацию Роскомнадзора и получать сертификат на использование блокировочных IT-модулей».
Дело техники и… психологии
Операторы уже сегодня должны блокировать звонки с подменных номеров. Но так происходит далеко не всегда. Причина — отсутствие технической возможности, объяснил «Парламентской газете» телеком-эксперт Эльдар Муртазин. «Спам-звонки — большая проблема, но постепенно она решается, — сказал он. — Это вопрос не столько желания победить это зло, сколько наличия необходимых для этого технических средств».
Читайте также:
• Принимать жалобы на спам-звонки предложили через портал госуслуг
Работающие через зарубежье спамеры и мошенники ищут лазейки, чтобы их звонки с подменных номеров проходили на номера российских операторов, рассказал Эльдар Муртазин. Наши телеком-компании пока не могут контролировать весь поступающий трафик, поэтому такие звонки проходят. «На создание комплексной системы защиты уйдет еще как минимум полгода или год, — предположил эксперт. — Только когда к системе блокировки подключатся все операторы, можно будет забыть о спам-звонках».
И все-таки используемый в рекламных целях массовый обзвон и звонки с подменных номеров мошенников, которые еще и применяют методы психологического воздействия, это не одно и то же, напомнил Антон Немкин. И если система идентификации и блокировки нежелательных звонков позволит радикально решить проблему спам-обзвонов, то до окончательной победы над мошенниками еще далеко.
Ещё материалы: Артем Шейкин , Антон Немкин