Россиян не оставят без Google и Facebook
Но IT-гигантам придётся «приземлиться» и открыть офисы в нашей стране
Законопроект: № 1176731-7
Google, Facebook, Amazon, YouTube, Twitter, мессенджеры и другие крупные IT-компании должны будут открыть представительства в России, а если они этого не сделают, их ресурсы могут заблокировать. По мнению авторов законопроекта и экспертов, ни одна из потенциально «приземляемых» компаний не заинтересована прекращать работу в нашей стране.
Не все ресурсы одинаковые
Законопроект «о приземлении», предписывающий зарубежным IT-гигантам открыть представительства в России, в случае принятия будет учитывать специфику сайтов, пообещали разработчики документа. Например, для свободной энциклопедии Wikipedia, судя по всему, придётся найти особое решение. «Вики» не имеет российского филиала и открыть его не представляется возможным, заявил представитель организации Станислав Козловский на заседании думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, прошедшем 28 мая. По его словам, во всём мире Wikipedia существует как общественный проект, некоммерческая организация, которая не зарабатывает денег. При этом количество ежедневных посещений ресурса в России достигает 25 миллионов. Парламентарии обещали подумать, какую правовую форму в данном случае можно применить.
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, Интернетом в России постоянно пользуется более 97 миллионов человек. Это огромный рынок товаров и услуг, развлечений и другого контента, на котором ежегодно зарабатывают миллиарды рублей и долларов владельцы платформ.
При этом далеко не все зарубежные компании готовы выполнять требования российского законодательства. Одна из громких историй последнего времени — замедление трафика «Твиттера», произошедшее из-за нежелания компании удалять тысячи ссылок с информацией, противоречащей законам России. «Не от хорошей жизни Роскомнадзор пошёл на это замедление, а потому что «Твиттер» игнорировал законные требования российского госоргана», — сказал председатель IT-комитета Госдумы Александр Хинштейн.
Чтобы такого не происходило, а у российских властей была возможность эффективной коммуникации с зарубежными IT-гигантами, члены Комитета Госдумы по информполитике и сенатор Алексей Пушков разработали законопроект «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет», прозванный «законом о приземлении». Он предусматривает, что владельцы информационных ресурсов с суточной аудиторией более 500 тысяч российских пользователей для работы в нашей стране должны будут создать филиалы или учредить юрлица, которые получат право в полном объёме представлять интересы головных компаний. Такие представительства должны стать основным каналом взаимодействия российских госорганов с IT-гигантами.
Сейчас в перечне потенциально «приземляющихся» два десятка ресурсов. В список вошли соцсети Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, видеохостинги YouTube и Twitch, мессенджеры и почтовые сервисы WhatsApp, Telegram, Viber, Gmail, поисковики Google и Bing, провайдеры хостинга Amazon, Digital Ocean, Cloudflare, GoDaddy, площадки для онлайн-торговли Aliexpress, Ikea, Iherb, а также энциклопедия Wikipedia.
Кроме «живого» офиса им придётся создать личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а также разместить у себя электронную форму для обратной связи с гражданами и организациями. Сейчас, по мнению парламентариев, взаимодействие россиян с зарубежными сайтами и мессенджерами затруднено, механизмов для решения возникающих трудностей либо не хватает, либо они недостаточно эффективны.
«Мы прописали максимально простые требования, но чтобы соответствовать закону, нужно выполнить все три пункта. Это уравняет иностранные компании в правах с российскими», — сказал Хинштейн.
Член комитета Антон Горелкин добавил, что список «приземляющихся» организаций может быть расширен, но для включения в него необходим объективный измеритель аудитории. Законопроект о создании такого универсального интернет-счётчика уже находится на рассмотрении Госдумы.
Сначала два предупреждения
В законопроекте есть санкции на случай, если IT-гигант проигнорирует требования. Например, пользователям сообщат о нарушении компанией российских законов, запретят размещать на нём рекламу и рекламировать сам сайт, ограничат платежи и переводы через этот ресурс. Также его могут запретить выдавать в поисковиках, замедлят трафик или даже заблокируют работу.
«Всё вышеперечисленное — это не наказание, не санкции, а меры к понуждению исполнения требований российского законодательства», — отметил Александр Хинштейн.
По его словам, меры будут применяться последовательно и плавно: сначала ресурс дважды предупредят, затем разместят информацию о нарушении при выдаче поискового запроса, следующий шаг — запрет рекламы, затем — ограничение переводов в адрес компании. Снижение трафика и блокировка — крайние меры, до которых, как надеются разработчики, не с одним порталом дело не дойдёт.
«Однако возможности для блокировки любого из названных сайтов или мессенджеров у Роскомнадзора сегодня есть», — сказал «Парламентской газете» Александр Хинштейн.
Читайте также:
• Хинштейн: депутаты обсудят с Роскомнадзором ограничение доступа к порносайтам • В Роскомнадзоре не исключили применения к соцсетям «более радикальных мер» • Роскомнадзор не исключил замедления сервисов Google
Соавтор законопроекта, председатель временной комиссии Совета Федерации по информполитике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков считает, что ни одна крупная зарубежная компания не покинет российский рынок из-за нового закона. Однако и идти навстречу государству просто так IT-гиганты не захотят.
«Руководство большинства этих компаний уверено в своей исключительности, поскольку они трансграничны и во многих странах их бизнес претендует на монопольное положение. Нужно готовиться к перетягиванию каната», — отметил сенатор.
Защита цифрового суверенитета
Приглашение на заседании IT-комитета, по словам Александра Хинштейна, получили все 20 компаний из списка «приземляющихся». Откликнулись только четыре, причём у троих уже и так есть российские филиалы. Это крупные маркет-плейсы.
Представитель Aliexpress Сергей Лебедев отметил, что полноценное вхождение на рынок нашей страны только укрепило позиции глобальной торговой площадки. На ней получили возможность легально работать российские продавцы, которых сейчас более 45 тысяч, а количество сделок между ними и покупателями из России достигло четверти от всего оборота «Али».
Поддержали законопроект и представители Минцифры, Роскомнадзора и Центробанка. Они заявили об исполнимости всех его положений.
«Некоторые зарубежные компании исполняют требования российского законодательства по желанию, хотя зарабатывают здесь большие деньги, — сказала замминистра цифрового развития Бэлла Черкесова. — Государство должно получить возможность общаться с этими компаниями не в Калифорнии, или не там, где расположены их головные офисы, а в России».
По её словам, цель законопроекта не выдавить иностранные компании из нашей страны, а обеспечить им равные условия работы с российскими.
Российская ассоциация электронных коммуникаций предложила подумать об упрощённой процедуре регистрации IT-гигантов — предусмотреть для них возможность «цифрового резидентства». Глава РАЭК Сергей Плуготаренко отметил, что, хотя «приземление» и стало мировым трендом, представители компаний относятся к нему настороженно.
Итогом обсуждения стало решение комитета поддержать законопроект и рекомендовать его принять в первом чтении. Ведь, как сказал Александр Хинштейн, Россия, как и все ведущие мировые державы, вынуждена защищать свой цифровой суверенитет.