Россиян хотят позвать на экскурсии в аэропорты и на заводы
В Госдуме предложили оказать поддержку промышленному туризму
Нужно законодательно определить, что такое промышленный туризм, и предусмотреть меры поддержки этого направления, чтобы на базе предприятий в регионах появились туристические промышленные кластеры с зонами отдыха и развлечений. Кроме того, необходимо включить экскурсии по аэропортам в государственные программы развития туризма. Письмо с такими предложениями экспертов заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко отправила вице-премьеру Дмитрию Чернышенко.
Гордость за отечественную промышленность
Депутат напомнила слова Президента России о том, что необходимо вернуть уважение, поднять престиж тех профессий, на которых и держится страна: инженеры, конструкторы, рабочие, фермеры…. Тем временем, по данным ВЦИОМ, представленным 11 января, профессию рабочего, например слесаря или токаря, считают престижной всего пять процентов россиян, а работника сельского хозяйства, включая агронома и зоотехника, — четыре процента.
Причина падения престижа рабочих профессий в том, что люди мало знают о современной российской промышленности, и у молодежи сформировался обманчивый стереотип, что заводы — это что-то устаревшее, а работа там означает неудавшуюся карьеру, считает Наталья Костенко. По ее мнению, разрушить эти стереотипы можно в том числе с помощью развития промышленного туризма.
В регионах есть яркие примеры такого туризма, но пока он развивается слабо, исключительно на деньги бизнеса, в отрыве от действующих государственных программ, отметила Костенко.
Поэтому в апреле в Госдуме провели совещание по проблемам развития промтуризма, где со своими идеями выступили представители ведомств, региональных властей, госкорпораций и бизнеса.
По итогам участники подготовили девять предложений. Для начала они предлагают закрепить в нормативных актах определение промышленного туризма и двух его направлений: промышленно-исторического, когда речь идет о посещении соответствующих музеев и уже не функционирующих промышленных объектов, и, собственно, промышленного, когда экскурсии организуют на действующие предприятия.
Также нужно признать аэропорты объектами промышленного туризма и включить экскурсии в государственные программы по развитию туризма, говорится в документе. В том числе необходимо дать зеленый свет споттингу — виду хобби, который заключается в наблюдении за самолетами и их фотосъемке. Такой вид туризма широко развит за рубежом, однако нормативная база Российской Федерации не позволяет в полной мере реализовать его в воздушных гаванях страны, следует из письма.
«Вероятно, можно было бы организовать в каких-то форматах экскурсии и на военные заводы, скажем, на холдинг «Калашников». Были бы интересны гастрономические туры на кондитерские и другие фабрики», — сказала Наталья Костенко «Парламентской газете».
Кроме того, нужно разработать вместе с предприятиями туристические маршруты промышленного туризма для разных аудиторий и разместить их на Национальном туристическом портале России, предложили участники совещания.
В целом же необходимо сформировать на государственном уровне комплексный подход к организации такого вида туризма в регионах и предусмотреть меры поддержки этого направления.
«Комплексная программа позволит создавать на базе промышленных предприятий туристические промышленные кластеры с включением благоустроенных зон, парков и различных опций досуга и отдыха», — следует из письма.
Причем для благоустройства таких мест необходимы совместные программы Ростуризма, Минпромторга и Минстроя, считают эксперты.
Еще одно предложение — разработать программы профессиональной подготовки экскурсоводов промпредприятий или обучения сотрудников и ветеранов самих производств.
Наталья Костенко обратилась к Дмитрию Чернышенко с просьбой дать поручения ответственным ведомствам «рассмотреть указанные предложения с целью их реализации» и выразила готовность принять участие в этой работе.
По ее мнению, эти шаги помогут выполнить сразу несколько задач — популяризировать рабочие профессии и, соответственно, привлечь на работу больше специалистов, развивать сами предприятия, существенно стимулировать интерес к путешествиям по России и повысить гордость людей за индустриальное развитие своей страны. Все это необходимо особенно сейчас, в пору беспрецедентного экономического давления на Россию и необходимости провести масштабное импортозамещение, считает депутат.
Некоторые удачные примеры промышленного туризма в России есть — так, в прошлом году к юбилею первого выхода человека в космос были разработаны туры на космодромы и в места, связанные с зарождением космонавтики, рассказал «Парламентской газете» руководитель комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии Илья Уманский. Но, по его мнению, отрасли есть куда развиваться, поэтому предложенные меры ее поддержки правильные. Например, можно было бы стимулировать поездки по промышленным местам, распространив на такие туры программу туристического кешбэка, предположил эксперт.
Читайте также:
• Не нужен нам берег турецкий • Круизные компании хотят избавить от налогов • Стакан петербургского туризма наполовину полон
У них и у нас
Стоит обратить внимание и на мировой опыт — промышленный туризм популярен во многих странах, добавил Илья Уманский. Например, тысячи туристов ежегодно едут в Силиконовую долину в Калифорнии, чтобы познакомиться с прорывными технологиями. В Великобритании можно попасть на автомобильные заводы Bentley, Land Rover и шоколадную фабрику Cadbury, в Германии — на производство машин BMW и предприятие, где делают шоколад Ritter Sport. В Италии туристов приглашают посетить заводы Lamborghini и Ferrari, а в Швейцарии — организацию, производящую часы Wenger.
Популярны в мире экскурсии и на крупные гидроэлектростанции, куда приезжают, чтобы больше узнать о технологиях, которые там используются, добавил эксперт. В России тоже начали организовывать такие экскурсии, правда, с некоторыми ограничениями, так как это объекты стратегического значения. Впервые такая возможность появилась в 2021 году на Чиркейской ГЭС Дагестана — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа, сообщили на сайте Агентства стратегических инициатив.
По словам Уманского, в России есть где познакомиться с технологиями будущего — большое количество экскурсий проводят в инновационном центре Сколково.
Открыты для туристов некоторые предприятия. Например, желающие могут заказать экскурсию на Горьковский автомобильный завод и проследить за процессом создания авто от закладки рамы до выхода готовой машины с помощью промышленных роботов.
В Кировской области школьников ждут на Омутнинском металлургическом заводе. А в Сочи можно понаблюдать, как производят чай на Мацестинской чайной фабрике.
Для тех, кто интересуется искусством, в Ростове Великом проводят экскурсии на фабрике финифти — народного художественного промысла, которым город славится с XVIII века. Посетители могут увидеть, как мастера создают уникальные живописные миниатюры на эмали, и приобрести готовые украшения.
Ещё материалы: Дмитрий Чернышенко , Наталья Костенко