Россия может выйти из Совета Европы
Это должно произойти в том случае, если международная организация сама примет решение исключить РФ из своего состава
Генсек Совета Европы Турбьёрн Ягланд на днях заявил, что в организации надеются преодолеть кризис в отношениях с Россией, начавшийся на фоне крымских событий 2014 года, ещё до летней сессии Парламентской ассамблеи (ПАСЕ) 24-28 июня. Однако в Москве на совместное со Страсбургом будущее смотрят более скептически. Накануне постпред РФ при Совете Европы Иван Солтановский сообщил, что российское руководство рассматривает возможность выхода из Европейской конвенции по правам человека и Совета Европы, «в том числе с точки зрения их внешнеполитических последствий как для России, так и для международных отношений на Европейском континенте».
О дальнейших вариантах развития событий и последствиях выхода России из Совета Европы «Парламентской газете» рассказал глава Комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков.
- Алексей Константинович, Совет Европы заинтересован в обострении отношений с Россией?
- Считаю, что ситуация может развиваться в двух направлениях. С одной стороны, Совет Европы не будет продолжать конфронтацию с Россией, а предложит взять паузу — поработать на политическом и дипломатическом фронте.
С другой стороны, формально в июне Совет Европы может начать процедуру исключения России из своего состава, так как наша страна уже два года отказывается платить членские взносы. Если начнётся официальная процедура, РФ лучше принять решение о самостоятельном выходе из Совета Европы.
- Я лично уверен в том, что нужно заморозить ситуацию плоть до нахождения решения. И лучше бы Совет Европы подходил не формально к решению вопроса, а политически дальновидно. Ведь это беспрецедентная ситуация — потерять самую главную не только в финансовом, но и в политическом плане страну континента.
- Временной промежуток зависит от настроений, которые складываются даже не в Совете Европы, а в ПАСЕ. Именно там должны осознать, что не имеют права самостоятельно накладывать санкционные ограничения на делегации стран-участниц.
Одновременно надо не забывать, что национальные делегации подвержены определённой эволюции — в странах проходят выборы, европарламентарии сменяют друг друга. Может случиться так, что во второй половине 2019 года в ПАСЕ уже не будет того же антироссийского большинства, которое поддерживает санкции.
- Да, я считаю, что это было бы правильно. Кроме того, генеральный секретарь СЕ Турбьёрн Ягланд неоднократно говорил, что уход России будет иметь негативные последствия для этой организации. Ягланд считает, что нужно искать выход из сложившейся ситуации. К слову, украинская делегация неоднократно обвиняла его в том, что он потакает России и пытается всеми способами вернуть делегацию РФ в ПАСЕ.
Нужно ставить все возможные дискриминационные решения Парламентской ассамблеи под контроль со стороны комитета министров Совета Европы.
- Это, в первую очередь, председательствующая сейчас в Совете Европы Финляндия и её президент Саули Ниинистё. Он прикладывает личные и значительные усилия в поиске решения вопроса. Так же поступает и ряд национальных делегаций европейских стран, считающих, что Россию надо сохранить в составе Совета Европы. Но они могут только попытаться убедить большинство проголосовать за решение, которое позволит сохранить Россию в составе СЕ.
- Получается, что основная загвоздка — в поведении ПАСЕ?
- Именно так. Парламентская ассамблея настаивает на том, что она имеет право объявлять санкции против той или иной национальной делегации, которая участвует в её работе. А российская позиция заключается в том, что такое поведение противоречит уставному положению Совета Европы о равенстве всех государств-членов.
- Каким вы видите компромисс в данном случае?
- Он единственно возможный, но пока, к сожалению, ПАСЕ в своей эволюции до него не дошла: нужно ставить все возможные дискриминационные решения Парламентской ассамблеи под контроль со стороны комитета министров Совета Европы.
Ещё материалы: Алексей Пушков