России предстоит культурная перестройка
Минкульт решил обновить Стратегию государственной культурной политики
Вдвое увеличить количество концертов классической музыки, долю отечественных фильмов в российском прокате довести до 30 процентов, продавать ежегодно по пять книг на каждого жителя страны вместо нынешних трех, а также ограничить продажу литературы, не соответствующей языковым нормам и содержащей мат. Такие задачи содержит проект Стратегии государственной культурной политики до 2030 года, которую Минкульт 28 июня представил для общественного обсуждения. Документ изучила «Парламентская газета».
Агрессии больше, интеллекта меньше
Стратегию культурной политики до 2030 года кабмин утвердил еще семь лет назад, но из-за произошедших внутри России и за ее пределами изменений потребовалось обновить документ, указали в Минкульте.
В ведомстве привели данные о современном состоянии отрасли. На конец 2022 года в РФ работали 666 театров, в том числе 186 детских, 3036 музеев, больше 41 тысячи библиотек, примерно столько же учреждений культурно-досугового типа, 69 цирков, 376 концертных организаций, пять тысяч школ искусств, 286 парков культуры и отдыха, 35 зоопарков. В сфере культуры трудятся 741,8 тысячи человек, что незначительно меньше, чем в 2021 году.
Указали авторы стратегии и на проблемы, которые, по их мнению, создают угрозу будущему культуры России и могут привести к гуманитарному кризису. Это разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, снижение интеллектуального и культурного уровня общества, рост агрессии и нетерпимости, деформация исторической памяти, разрыв социальных связей и другие.
Российские семьи при планировании бюджета все меньше денег тратят на потребление культурных ценностей и благ.
Читайте также:
• Минкульт меняет правила использования Пушкинской карты
Больше классики и книг без мата
В Минкульте считают необходимым противодействовать «подрывной деятельности недружественных государств в российском культурном пространстве», формировать безопасную информационную среду, способствующую воспитанию людей на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и обеспечивать госзаказ в сфере культуры. При этом дело до культуры должно быть не только государству, хотя такая традиция в нашей стране складывалась десятилетиями. Теперь же в профильном ведомстве планируют активнее привлекать к проектам частный капитал, развивать государственно-частное партнерство, например, сдавая в аренду объекты культурного наследия, при этом доступ к этим объектам должен быть обеспечен максимальному количеству людей.
К 2030 году в Минкульте ожидают качественный рост культурных и досуговых запросов граждан, в том числе в отношении медиапродукции. Например, доля отечественных фильмов в российском прокате должна составлять не меньше 30 процентов. В Москве и Санкт-Петербурге должны проводить в полтора раза больше концертов академической музыки, а в других городах — в два раза больше. Эти концерты будут транслировать в интернете, количество зрителей к 2030 году должно вырасти сразу в пять раз.
Еще больше должно стать детей, принимающих участие в сменах с военно-исторической тематикой в лагерях. Объем продажи книг на каждого россиянина в год должен вырасти с нынешних трех до пяти. Отдельно ведомство предложило контролировать соблюдение норм современного русского литературного языка и противодействовать распространению продукции, в которой содержатся слова и выражения, не соответствующие таким нормам, включая нецензурную лексику.
Борьба за умы продолжается
Российские стратегические цели в области культуры сформулированы в целом ряде документов — от концепции национальной безопасности до основ государственной культурной политики, сказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. К этим документам, по ее словам, вопросов нет — есть лишь к их реализации: «У нас очень силен ведомственный подход, когда у каждого министерства — от Минобороны до Минсельхоза — своя культура и свои подходы к ее развитию».
Кроме того, есть проблема подчинения. В России, по словам Драпеко, насчитывается триста культурных учреждений, которыми руководит Минкульт. Основная их масса сосредоточена в регионах и находится в подчинении региональных властей, и состыковать федеральную и региональную политику не всегда получается. «Из-за этого, например, имеем картину, когда в соседних областях с одинаковыми показателями культурные работники на одних и тех же должностях получают разные зарплаты», — констатировала Драпеко.
Коллега Драпеко по парламенту и артистическому цеху Николай Бурляев отметил, что принять стратегию — еще не значит вывести российскую культуру на новый уровень. Депутат напомнил, что по его инициативе создан «Культурный фронт России», который готовит новый закон о культуре. «Его текст будет коренным образом отличаться действующего закона, — сказал «Парламентской газете» Бурляев. — Новый закон мы сформулируем таким образом, что он будет направлен не на вседозволенность, а на просветление и гармонизацию нации, серьезное отношение к образованию и создание новой идеологии нашей страны, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях».
Культура открывает ворота в экономику, подчеркнула председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Сейчас это особенно актуально, поскольку «недружественные страны тратят миллиарды на то, чтобы проникнуть в умы и сердца нашего народа и в особенности наших детей». В таких условиях правильно, синхронно выстроенная политика культурного и патриотического воспитания важна как никогда, сказала нашему изданию сенатор.
Ещё материалы: Елена Драпеко, Николай Бурляев, Лилия Гумерова