Родные языки останутся в обязательной части школьной программы
Выбрать родной язык смогут родители учеников
Фото: Егор Алеев/ТАСС
Изучение языков народов России останется в обязательной школьной программе. Но вот какой язык будет для ребёнка «родным» и на каком языке он станет обучаться, выберут родители учеников при поступлении детей в первый и при переходе в пятый класс. Рабочая группа по подготовке изменений в закон об образовании нашла компромиссный вариант соответствующей законодательной инициативы.
Компромисс с регионами найден
Споры о том, должно ли изучение языков народов России быть добровольным или обязательным, ведутся в стране не первый год. Иллюстрацией к этим спорам могут послужить резонансные жалобы родителей школьников из Татарстана. Изучение русского и татарского языков в республике признано обязательным и преподаются они в равном объёме для всех учащихся вне зависимости от национальности. С таким подходом многие родители не согласны.
Представители всех фракций 10 апреля внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий свободный выбор учащихся и их родителей в данном вопросе. Документ уточнял, что преподавание родных языков должно осуществляться на основе письменных заявлений родителей или законных представителей учеников. Если родной язык школьника русский, то он должен иметь возможность сосредоточиться именно на его углублённом изучении. «Основная цель законопроекта — обеспечить право выбора за учащимися и их родителями, так как, к сожалению, имели место многочисленные злоупотребления, вмешивалась прокуратура, в том числе Генеральная», — пояснил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев. Парламентарий напомнил, что точку в спорах поставил президент Владимир Путин, отметивший, что нельзя принуждать человека к изучению языка, который не является для него родным и который изучать он не хочет.
Однако думская инициатива вызвала серьёзные дискуссии в ряде регионов, особенно в республиках. «Зачастую авторам приписывалось то, чего в законопроекте не было. Например стремление сделать национальные языки факультативными. Но этого с самого начала не предполагалось. Законопроектом предписывалось, что изучение национальных языков останется в образовательной программе, но в вариативной части», — подчеркнул Андрей Исаев.
В ходе обсуждения законопроекта участники рабочей группы выработали компромиссный вариант, который предполагает, что республики смогут оставить родные и национальные государственные языки в обязательной части школьной программы, причём русскому языку тоже присвоят статус родного. «Сегодня русский является только государственным языком страны», — пояснил Андрей Исаев. После этого ученики и их родители смогут сами определять, какой язык в школьной программе будет для них обязательным. «Этот вариант позволит, с одной стороны, обеспечить право выбора языка обучения за учениками и их родителями, с другой стороны — сохранить изучение национальных языков в обязательной программе», — уверен Андрей Исаев.
Основная цель законопроекта — обеспечить право выбора за учащимися и их родителями, так как, к сожалению, имели место многочисленные злоупотребления, вмешивалась прокуратура, в том числе Генеральная
По словам первого замруководителя фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошева, депутаты добросовестно отстояли необходимость обязательного изучения родного языка. «Для национальных регионов — это главный акцент. Более того, мы защитили тех, кого принуждали учить неродной для них язык», — подчеркнул он.
Родные языки поддержит специальный фонд
Не менее важное положение доработанного законопроекта предполагает создание специального фонда поддержки родных языков. «Все языки народов нашей страны являются не только национальным, но и мировым достоянием, и они нуждаются в очень серьёзной государственной поддержке», — сказал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Новая структура займётся разработкой учебников и образовательных стандартов для изучения языков народов России, в том числе коренных малочисленных. В настоящее время на территории страны используют более двухсот языков и местных наречий. Однако учебники, прошедшие все необходимые экспертизы, есть только по пяти языкам, примерные основные образовательные программы — по тринадцати, напомнил Вячеслав Никонов.
По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, проводимые службой проверки выявляли, что ряд программ по родным языкам не прошли соответствующую экспертизу, а некоторые учебники, по которым учатся дети, не соответствуют установленным требованиям. «Уверен, что создание специального фонда и работа по повышению квалификации учителей, а также над программами и учебниками даст результат и повысит качество преподавания родных языков», — сказал он.
Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов подчеркнул: долгое время считалось, что поддержка родных и государственных языков республик - дело самих субъектов Федерации. «Но это не так, — убеждён депутат. — Теперь пришло понимание, что активная поддержка федерального Центра в сохранении этих языков просто необходима».
Рассмотреть законопроект об изучении национальных языков России в первом чтении Госдума может уже 19 июня.
Ещё материалы: Владимир Путин, Андрей Исаев, Вячеслав Никонов, Ильдар Гильмутдинов, Адальби Шхагошев