Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Рейд «Парламентской газеты»: Почему самокатчики не знают ПДД

В Госдуме попросят кикшеринговые компании экстренно напомнить пользователям СИМ о правилах и штрафах

Тема: Электросамокаты: новые меры безопасности

30.05.2023 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Рейд «Парламентской газеты»: Почему самокатчики не знают ПДД
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Сотрудники ГИБДД ежедневно штрафуют тех, кто неправильно управляет средствами индивидуальной мобильности (СИМ). Между тем, как показал проведенный столичными дорожными инспекторами совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым и «Парламентской газетой» рейд, многие нарушители просто не знают, что электросамокаты — это полноценные транспортные средства, ездить на которых нужно по правилам дорожного движения. Напоминать об этом пользователям прокатных СИМ следует перед каждой поездкой, считают в думском Комитете по транспорту, поэтому предложили кикшеринговым сервисам разместить эту информацию на главном экране приложения.

Доехали до штрафа

Воскресный полдень, Пушкинская площадь Москвы. Пешеходов в центре столицы, как всегда, много, а между них, тоже как всегда, снуют в обе стороны велосипедисты, самокатчики, сегвейщики, скейтбордисты. На двух колесах кого только нет — курьеры с квадратными сумками за спиной, сцепившиеся парочки, подростки и даже лихачи, которые вздымают самокат на дыбы, как заправские байкеры. У обочины дежурит наряд ДПС, завидев который одни предпочитают свернуть за угол, другие аккуратно спешиваются и пересекают дорогу рядом со своим электрическим транспортным средством, третьи так и гонят на электросамокате по зебре. Последние мгновенно попадают в поле зрения инспекторов, потому что так по правилам делать нельзя.

© Игорь Самохвалов/ПГ

«Я на самокате три года езжу, и ни разу меня не останавливали», — бесхитростно признался 33-летний москвич Сергей. В приложении, позволяющем взять СИМ напрокат, об изменениях в ПДД, по его словам, не писали или он не заметил. Поэтому и ездил, как привык. В итоге доехал до штрафа в 800 рублей. Молодой москвич Максим взял на борт самоката свою девушку Лену, чем тоже нарушил правила. И тоже рассказал, что так парочка делала уже не раз — и ничего. Бонус к штрафу — разъяснительная беседа с командиром взвода, майором полиции Кириллом Крыловым и зампредом Комитета Госдумы по транспорту Павлом Федяевым. Нарушители обязались ПДД изучить и впредь не нарушать. А законный штраф оплатить как можно скорее.

От 16 и старше

За первый час рейда гаишники остановили как минимум пятерых самокатчиков-нарушителей. И это только на одной стороне Тверской улицы. Павлу Федяеву инспекторы рассказали об особенностях работы: нарушителей они ловят не только во время рейдов, но и при повседневном патрулировании. Чаще всего самокатчики проезжают пешеходный переход не спешиваясь, катаются парами, иногда едут на красный.

© Игорь Самохвалов/ПГ

Случалось полицейским ловить и нетрезвых пользователей СИМ. Опьянение определяли сначала визуально, затем везли на освидетельствование. Чтобы управлять новомодной техникой, водительские права не нужны, и многие люди ездят вообще без всяких документов. Личность таких нарушителей сотрудники полиции устанавливают в ближайшем ОВД. Выписать штраф малолетнему нарушителю гаишники и вовсе не могут — административная ответственность в России наступает с 16 лет, а на самокатах по правилам можно кататься аж с семи. Кстати, в правилах всех кикшеринговых сервисов написано, что они предоставляют СИМ в прокат только совершеннолетним. Но ситуация на улицах говорит об обратном.

По ПДД ехать на самокате можно со скоростью не больше 25 километров в час, а весить сам гаджет должен не больше 35 килограммов. «Но у меня же нет безмена!» — сетовал инспектор, старший лейтенант Сергей Сусалев. Отметим, что все прокатные СИМ этим требованиям соответствуют — вопрос только к технике, которая находится в личном пользовании людей. Сегодня в интернете купить можно средство передвижения любой мощности.

© Игорь Самохвалов/ПГ

Именно к личным самокатам сейчас больше всего вопросов, сказал, подводя итог рейда, Павел Федяев: «Они, по сути, находятся в серой зоне. Что с ними делать — предмет дальнейшего обсуждения законодателей и экспертов».

Катайтесь правильно

Кикшеринговым компаниям тоже есть к чему стремиться. Например, они могли бы отслеживать нарушения своих пользователей через GPS в инициативном порядке, считает депутат. А напоминание о ПДД он предложил сделать обязательным при каждом обращении к мобильному приложению. «Обязательно направим такое письмо во все кикшеринговые сервисы, — пообещал Федяев. — Чтобы в доступной форме, например в коротком видеоролике, рассказывали о правилах. Основная проблема, которую мы выявили во время рейда, — это неосведомленность людей».

© Игорь Самохвалов/ПГ

Правила безопасного вождения СИМ можно найти на сайтах всех прокатных сервисов. Но это если поискать. Ранее в Минтрансе предлагали учить в школах, как использовать самокаты. А власти Москвы запустили проект «Включите режим безопасности», собрав на одной странице рекомендации, как надо ездить. Вот пять основных пунктов:

  1. Во время поездки сосредоточьтесь на дороге.
  2. Уступайте дорогу пешеходам.
  3. Не лихачьте на самокате.
  4. Планируйте маршрут поездки заранее с учетом городской инфраструктуры.
  5. Во время дождя будьте осторожнее.

«Парламентская газета» еще раз напоминает основные положения ПДД относительно СИМ:

  • Пешеход всегда имеет приоритет перед СИМ при совместном движении.
  •  При выезде из жилой зоны СИМ обязаны уступать дорогу всем участникам движения.
  • СИМ не имеет права обгонять другие транспортные средства слева.
  • Запрещено движение по автомагистралям, в том числе по обочине
  • Запрещена буксировка СИМ.
  • Один самокат — один человек.
  • На пешеходном переходе пользователь СИМ обязан спешиваться.

За нарушения могут оштрафовать по статьям КоАП 12.29 и 12.30. Первая предполагает ответственность за нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения, совершенное в том числе в состоянии алкогольного опьянения. Вторая — за такие же нарушения, повлекшие создание помех в движении транспорта либо причинение вреда здоровью потерпевшего. Штрафы по этим статьям составляют от 800 до 1500 рублей.

Читайте также:

• Электросамокаты в Петербурге предлагают пускать только на широкие тротуары