Рельсы от Урала к Белому морю протянут к 2023 году
Проект магистрали «Белкомур» должен получить федеральную поддержку
О железнодорожной магистрали, которая напрямую свяжет порты Белого моря, Республику Коми и Северный Урал, мечтали ещё в начале прошлого века. Проект «Белкомур» уже прозвали «новым БАМом»: при его общей протяжённости в 1161 километр требуется построить более 712 километров путей и реконструировать 449. Поддержать строительство необходимо на федеральном уровне, считает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Часть международного коридора
«Реализация инфраструктурных проектов на острове Новая Земля в рамках освоения Павловского месторождения будет способствовать организации круглогодичной навигации, а строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» позволит не только обеспечить ускоренное развитие Севера и Урала России, но и сформировать международный транспортный коридор в направлении Китая, — заявила Валентина Матвиенко на заседании палаты регионов 24 мая. — Думаю, не надо объяснять, насколько значимы эти проекты для всей нашей страны. Они должны получать общефедеральную поддержку».
Сметная стоимость всех работ по ценам прошлого года — 251,5 миллиарда рублей. Потенциальным инвестором выступает крупный китайский холдинг Poly Group, а размер государственных вложений составит 95 миллиардов рублей. В начале мая план-график подготовки концессионного предложения обсудили на совещании проектного комитета в Пекине.
Первые поезда по магистрали «Белое море — Коми — Урал» могут пойти уже в 2023 году, обещает губернатор Архангельской области Игорь Орлов. «После долгих лет формирования этого проекта мы смогли выйти на отработку финансовой модели и, самое главное, подписали ряд соглашений об инвестировании в проект со стороны частных инвесторов», — сообщил Орлов 23 мая на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике. По словам главы региона, для запуска железной дороги на полную мощность потребуется 30 лет. Тогда по ней можно будет перевозить до 35 миллионов грузов в год. Прогнозируется, что четвёртую часть грузопотоков составит уголь, около 20 процентов — нефтепродукты, а 36 процентов — удобрения.
«Белкомур» разгрузит Транссиб
«Ещё в 90-е годы архангельский губернатор Анатолий Ефремов предложил проложить кратчайший путь для доставки продукции уральских предприятий, для которой пока используют перегруженную Транссибирскую магистраль, — рассказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, сенатор от Архангельской области Виктор Павленко. — В 1998-м забили первый костыль, проложили несколько километров путей, и на этом всё, к сожалению, прервалось. В последние 10 лет мы всё чаще говорим о том, что надо возобновлять этот проект. На острове Мудьюг недалеко от Архангельска запланировано строительство глубоководного порта, к которому и подведут «Белкомур».
Без «Белкомура» бесполезно развивать порты Белого моря, в то же время надо понимать, что это инвестиции с очень большим сроком окупаемости, считает генеральный директор Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. «Мы сейчас помпезно начнём стройку, а чем она закончится, пока не совсем ясно, — опасается эксперт. — На примере БАМа мы видим, что разработка даже существующих месторождений даётся тяжело. Но для железной дороги такое увеличение инфраструктуры в любом случае выгодно, будет разгружено движение в Мурманск из Центральной России». Надо помнить и о том, что обслуживание путей в условиях Крайнего Севера будет очень затратным, добавил Иванкин.
«Строительство магистрали открывает доступ к освоению природных ресурсов на обширной территории, гарантирует решение проблем вывоза продукции уникального Соликамско-Березниковского узла, а в непосредственной связи с реализацией проекта рассматривается более 40 только крупных инвестиционных проектов по развитию промышленных предприятий и освоению природных ресурсов», — объяснил председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев. Импульс к развитию получат отрасли химической, лесной промышленности, транспорт, судостроение, производство стройматериалов, ТЭК, добыча полезных ископаемых, переработка морских биоресурсов. Появится 45 тысяч новых рабочих мест.
Справка
Первые официальные упоминания о планах строительства железнодорожной магистрали, которая должна соединить промышленные районы Урала с Белым морем, относятся к 1912 году. В 1947-1954 годах построено более 400 км железной дороги. Это участки Архангельск — Карпогоры и Вендига — Микунь.
Название «Белкомур» будущая линия получила в 1995 году. Институты «Ленгипротранс» и «Уралгипротранс» при участии «Гипротранс ТЭИ» занялись разработкой проекта. В 1998 году началось строительство на участках Карпогоры — Шарда (22 км) и Ертом — Вендига (18 км). ОАО «Комистроймост» возводило 290-метровый мост через реку Вашка.
По Южному участку направления Сыктывкар — Пермь разработана проектно-сметная документация на стадии обоснования инвестиций, получены положительные заключения экспертиз.
В 2008 году проект включили в Транспортную стратегию России до 2030 года и Стратегию развития железнодорожного транспорта, а в 2011-м — в Стратегию развития Северо-Западного федерального округа.