Все о пенсиях в России

вчераВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

два дня назадСоцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Реализуются ли планы президента Антоновой

В разгар июльской жары Минкульт объ­явил сразу о трех громких отставках.

10.07.2013 15:56

Реализуются ли планы президента Антоновой
Ирина Александровна Антонова / Фото: ИТАР ТАСС

Уход генерального директора Большого театра никого не удивил. Замена директора По­литехнического музея тоже из разряда со­бытий далеких от сенсационности. Что же касается отставки Ирины Александровны Антоновой, знаменитого на весь мир ди­ректора ГМИИ имени А.С. Пушкина, то не обойтись без нескольких вопросов.

С точки зрения внешнего декорума подобное решение составлено, казалось бы, безупречно. Антонова формально остается в музее в качестве президента и, стало быть, будет хотя бы консультатив­но влиять на то громадье планов рекон­струкции музея, который для нее с 1945 года фактически стал «домом родным».

Но сначала о президентстве. Практи­ка назначать заслуженных и достойных долговечного уважения современников на президентские посты тех же институ­тов, музеев, вузов и прочего утвердилась у нас не так давно и совсем не бесспорно. Можно без напряга назвать несколько имен, ни у кого сомнений не вызываю­щих. Это и президент факультета жур­налистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ясен Засурский, и президент Российской государственной библиотеки Владимир Федоров, и почетный президент Государ­ственного музея-заповедника Петергоф Владимир Знаменов… Но это и бывший ректор, а ныне президент легендарной «Тимирязевки» В.М. Баутин, прославив­шийся на излете карьеры скандальными уголовными делами.

Не оглянуться ли в этой связи на впол­не приемлемый в данном случае опыт США, где директор Библиотеки Конгрес­са со времен ее основателя Томаса Джефферсона занимает свой пост пожизненно, и отправить его в отставку не имеет права даже очередной обитатель Белого дома?! Скажем, Джеймс Биллингтон, занимаю­щий этот пост, не расстался с ним даже несмотря на мощное давление «афроамериканского» лобби, решившего почему-то, что этот пост должен принадлежать именно чернокожим.

Уверяют, правда, что Ирина Алексан­дровна рассталась со своей должностью добровольно. Возможно, что в общих чер­тах так оно и было. Однако же всего месяц назад, когда мне довелось разговаривать с ней на открытии выставки «Прерафаэли­ты. Викторианский авангард», речь шла исключительно о грядущих планах, которые она считала реально осуществимы­ми, причем не прозвучало ни намека о выходе на покой. Антонова поведала и о мечте, которую назвала, увы, практи­чески нереальной, — устроить в Москве выставку гениев Ренессанса, почти в на­ших музеях не представленных. Собрать на Волхонке шедевры Мазаччо, Бронзино, делла Франческо и многих других почти невозможно не из-за недоброй чьей-то воли, а из-за неизбежных тревог сотрудников музеев, обладающих этими сокровищами, за сохранность уникумов.

Другие свои намерения Ирина Алек­сандровна опять же еще месяц назад твердо решила воплотить в обозримом будущем. Речь шла, прежде всего, о вы­ставке классического британского пор­трета. Один раз дело дошло было до ре­альности. Антонова даже лично обошла и объехала музеи «туманного Альбио­на», отбирая отвечавшие ее замыслам работы. Такое вообще-то в музейном ми­ре очень мало кому дозволяется. Но по­литический небосклон как раз заволок­ли тучи. В газетах, правда, появлялись дружелюбные статьи о ней, где варьи­ровались мотивы заголовка романа про Джеймса Бонда «Из России с любовью», но на официальном уровне англичане проект все же заморозили. Зато прера­фаэлиты к нам все-таки приехали. Пять лет назад в Москве открывалась выстав­ка великого британца Тернера. На пресс-конференции я спросил директора лон­донской «Галереи Тейт» Николаса Серота о возможности привести к нам эти ше­девры и с изумлением услышал в ответ, что первый разговор о них состоялся еще два десятка лет назад, и что он убежден в успехе «в честь мадам Антоновой»!

Особый разговор о той роли, кото­рую Ирина Александровна сыграла в тя­нущейся с мая 1945 года истории с так называемыми «перемещенными куль­турными ценностями». Тема эта на пер­вый взгляд навеки закрыта после приня­тия Госдумой закона, согласно которому эти достояния музеев России передаче другим государствам не подлежат. Воз­можны отдельные исключения. Напри­мер, не так давно в Германию вернулись витражи из Франкфурта-на-Одере, по­скольку до войны они находились в хра­ме Мариенкирхе, то бишь пребывали в собственности религиозной общины. В этом случае все было сделано по за­кону. Однако разговоры на эту тему не затихают. О реституции буквально в последние недели заговорила в Санкт-Петербурге Ангела Меркель на откры­тии эрмитажной выставки «Бронзовый век. Европа без границ». В польской прессе тоже нашли повод для претензий, особо оговорив непреклонную позицию Антоновой. «Боюсь, что будут предпри­ниматься новые и новые попытки изме­нить положение дел, — сказала она мне в одном из интервью. — И в этой связи я и мои коллеги очень надеемся на Госу­дарственную Думу и Совет Федерации»!

Я спросил, как быть с прецедентом возврата в ГДР картин Дрезденской га­лереи, на который любят ссылаться сто­ронники реституции. «А вы знаете, что одно время их собирались поместить в нашу постоянную экспозицию, — напом­нила Ирина Александровна, — Более то­го, эта экспозиция была уже создана, но потом политики передумали. А лично я считаю, что нужно было не держать эти шедевры взаперти под секретом, а сразу показать их и твердо заявить — это все наше! В любом случае, это лишь малая толика, что было украдено из России во время войны. Кстати сказать, в Дрезде­не поначалу были помещены таблички возле картин, извещавшие, что эти по­лотна были спасены Советской Армией. Сейчас их убрали. Даже упоминания о том, что Павел Корин десять лет рабо­тал над реставрацией картины Тициана «Динарий кесаря» в Дрездене не найти. Но не Корин же этот шедевр запрятал в сырую шахту, в которой картину поджи­дала верная гибель… И после этого за ру­бежом находятся желающие, которые во всем винят наших музейщиков. Словом, этот довод всерьез воспринимать нель­зя. Кстати, при разговорах о реституции искусно заминают вопрос об истории тех или иных произведений искусства. Возьмем так называемое собрание Кенига. Оно было приобретено у владель­ца для музея Гитлера на его родине — в австрийском городе Линце! Притом сам банкир Кениг этим гордился»!..

О начинающейся благодаря Антоно­вой реконструкции великого музея гово­рить можно долго. За более чем в веко­вую историю в здании не было ни одно­го серьезного ремонта, хотя еще в пору СССР принимались правительственные постановления по этому поводу. В глав­ном корпусе при всей его внешней не­зыблемости тревожные просадки. Ирина

Александровна вспоминала, что во время войны рядом взорвалась тяжелая фугас­ная бомба, после этого сотрудники снег выгребали лопатами, а второй этаж очень долго был закрыт. При этом работа му­зея ни на один день не прекращалась. Да и возводилось главное здание в то время, когда о современных музейных техноло­гиях никто и догадываться не мог.

Это всё я к тому, что выбор преемни­ка Ирины Александровны, если уж бы­ло решено заменить ее в директорском кабинете, вряд ли должен был решаться келейно. Возраст бывшего директора и первого президента ГМИИ действитель­но серьезен. Однако в наши дни и заве­дующих гаражами нередко выбирают по конкурсу, притом кандидат должен пред­ложить какую-то внятную программу. Ни о чем подобном речь пока не шла. Ко­нечно, об авторитете, которым обладает в музейных кругах планеты Антонова, любому профессионалу в этой области остается только грезить. Но, возможно, стоит на будущее задуматься о кадровом резерве на такие уникальные случаи.

И в этой связи немало вопросов воз­никает к назначению директором Ма­рины Девовны Лошак. Дело даже не в ее, мягко говоря, менее громкой про­фессиональной биографии: творческие мускулы, если можно так выразиться, на таком посту наращиваются деся­тилетиями. Вспомним, впрочем, что в любом министерстве иностранных дел есть понятие «карьерный дипломат», подразумевающее, что посольство воз­главляет человек, прошедший все сту­пени подобной табели о рангах, а не проштрафившийся губернатор или, как в недавнем прошлом, на чем-то опло­шавший секретарь обкома. Не перене­сти ли такую практику на музеи?

Можно, конечно, сказать, что опыт — дело наживное, благо, что проект­ный и финансовый задел Ириной Алек­сандровной оставлен на долгие годы вперед. Но удивляет сама скорострель­ность назначения. Иначе говоря, пока что место будет красить человека, а не человек место. Авторитет, конечно, де­ло наживное и рано или поздно придет. Но реконструкция предположительно должна стать свершившимся, пусть да­же и не окончательно, непреложным фактом уже в этом десятилетии.

Олег ДЗЮБА
Читайте нас в Telegram
Просмотров 4454