Реализуются ли планы президента Антоновой
В разгар июльской жары Минкульт объявил сразу о трех громких отставках.
Уход генерального директора Большого театра никого не удивил. Замена директора Политехнического музея тоже из разряда событий далеких от сенсационности. Что же касается отставки Ирины Александровны Антоновой, знаменитого на весь мир директора ГМИИ имени А.С. Пушкина, то не обойтись без нескольких вопросов.
С точки зрения внешнего декорума подобное решение составлено, казалось бы, безупречно. Антонова формально остается в музее в качестве президента и, стало быть, будет хотя бы консультативно влиять на то громадье планов реконструкции музея, который для нее с 1945 года фактически стал «домом родным».
Но сначала о президентстве. Практика назначать заслуженных и достойных долговечного уважения современников на президентские посты тех же институтов, музеев, вузов и прочего утвердилась у нас не так давно и совсем не бесспорно. Можно без напряга назвать несколько имен, ни у кого сомнений не вызывающих. Это и президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ясен Засурский, и президент Российской государственной библиотеки Владимир Федоров, и почетный президент Государственного музея-заповедника Петергоф Владимир Знаменов… Но это и бывший ректор, а ныне президент легендарной «Тимирязевки» В.М. Баутин, прославившийся на излете карьеры скандальными уголовными делами.
Не оглянуться ли в этой связи на вполне приемлемый в данном случае опыт США, где директор Библиотеки Конгресса со времен ее основателя Томаса Джефферсона занимает свой пост пожизненно, и отправить его в отставку не имеет права даже очередной обитатель Белого дома?! Скажем, Джеймс Биллингтон, занимающий этот пост, не расстался с ним даже несмотря на мощное давление «афроамериканского» лобби, решившего почему-то, что этот пост должен принадлежать именно чернокожим.
Уверяют, правда, что Ирина Александровна рассталась со своей должностью добровольно. Возможно, что в общих чертах так оно и было. Однако же всего месяц назад, когда мне довелось разговаривать с ней на открытии выставки «Прерафаэлиты. Викторианский авангард», речь шла исключительно о грядущих планах, которые она считала реально осуществимыми, причем не прозвучало ни намека о выходе на покой. Антонова поведала и о мечте, которую назвала, увы, практически нереальной, — устроить в Москве выставку гениев Ренессанса, почти в наших музеях не представленных. Собрать на Волхонке шедевры Мазаччо, Бронзино, делла Франческо и многих других почти невозможно не из-за недоброй чьей-то воли, а из-за неизбежных тревог сотрудников музеев, обладающих этими сокровищами, за сохранность уникумов.
Другие свои намерения Ирина Александровна опять же еще месяц назад твердо решила воплотить в обозримом будущем. Речь шла, прежде всего, о выставке классического британского портрета. Один раз дело дошло было до реальности. Антонова даже лично обошла и объехала музеи «туманного Альбиона», отбирая отвечавшие ее замыслам работы. Такое вообще-то в музейном мире очень мало кому дозволяется. Но политический небосклон как раз заволокли тучи. В газетах, правда, появлялись дружелюбные статьи о ней, где варьировались мотивы заголовка романа про Джеймса Бонда «Из России с любовью», но на официальном уровне англичане проект все же заморозили. Зато прерафаэлиты к нам все-таки приехали. Пять лет назад в Москве открывалась выставка великого британца Тернера. На пресс-конференции я спросил директора лондонской «Галереи Тейт» Николаса Серота о возможности привести к нам эти шедевры и с изумлением услышал в ответ, что первый разговор о них состоялся еще два десятка лет назад, и что он убежден в успехе «в честь мадам Антоновой»!
Особый разговор о той роли, которую Ирина Александровна сыграла в тянущейся с мая 1945 года истории с так называемыми «перемещенными культурными ценностями». Тема эта на первый взгляд навеки закрыта после принятия Госдумой закона, согласно которому эти достояния музеев России передаче другим государствам не подлежат. Возможны отдельные исключения. Например, не так давно в Германию вернулись витражи из Франкфурта-на-Одере, поскольку до войны они находились в храме Мариенкирхе, то бишь пребывали в собственности религиозной общины. В этом случае все было сделано по закону. Однако разговоры на эту тему не затихают. О реституции буквально в последние недели заговорила в Санкт-Петербурге Ангела Меркель на открытии эрмитажной выставки «Бронзовый век. Европа без границ». В польской прессе тоже нашли повод для претензий, особо оговорив непреклонную позицию Антоновой. «Боюсь, что будут предприниматься новые и новые попытки изменить положение дел, — сказала она мне в одном из интервью. — И в этой связи я и мои коллеги очень надеемся на Государственную Думу и Совет Федерации»!
Я спросил, как быть с прецедентом возврата в ГДР картин Дрезденской галереи, на который любят ссылаться сторонники реституции. «А вы знаете, что одно время их собирались поместить в нашу постоянную экспозицию, — напомнила Ирина Александровна, — Более того, эта экспозиция была уже создана, но потом политики передумали. А лично я считаю, что нужно было не держать эти шедевры взаперти под секретом, а сразу показать их и твердо заявить — это все наше! В любом случае, это лишь малая толика, что было украдено из России во время войны. Кстати сказать, в Дрездене поначалу были помещены таблички возле картин, извещавшие, что эти полотна были спасены Советской Армией. Сейчас их убрали. Даже упоминания о том, что Павел Корин десять лет работал над реставрацией картины Тициана «Динарий кесаря» в Дрездене не найти. Но не Корин же этот шедевр запрятал в сырую шахту, в которой картину поджидала верная гибель… И после этого за рубежом находятся желающие, которые во всем винят наших музейщиков. Словом, этот довод всерьез воспринимать нельзя. Кстати, при разговорах о реституции искусно заминают вопрос об истории тех или иных произведений искусства. Возьмем так называемое собрание Кенига. Оно было приобретено у владельца для музея Гитлера на его родине — в австрийском городе Линце! Притом сам банкир Кениг этим гордился»!..
О начинающейся благодаря Антоновой реконструкции великого музея говорить можно долго. За более чем в вековую историю в здании не было ни одного серьезного ремонта, хотя еще в пору СССР принимались правительственные постановления по этому поводу. В главном корпусе при всей его внешней незыблемости тревожные просадки. Ирина
Александровна вспоминала, что во время войны рядом взорвалась тяжелая фугасная бомба, после этого сотрудники снег выгребали лопатами, а второй этаж очень долго был закрыт. При этом работа музея ни на один день не прекращалась. Да и возводилось главное здание в то время, когда о современных музейных технологиях никто и догадываться не мог.
Это всё я к тому, что выбор преемника Ирины Александровны, если уж было решено заменить ее в директорском кабинете, вряд ли должен был решаться келейно. Возраст бывшего директора и первого президента ГМИИ действительно серьезен. Однако в наши дни и заведующих гаражами нередко выбирают по конкурсу, притом кандидат должен предложить какую-то внятную программу. Ни о чем подобном речь пока не шла. Конечно, об авторитете, которым обладает в музейных кругах планеты Антонова, любому профессионалу в этой области остается только грезить. Но, возможно, стоит на будущее задуматься о кадровом резерве на такие уникальные случаи.
И в этой связи немало вопросов возникает к назначению директором Марины Девовны Лошак. Дело даже не в ее, мягко говоря, менее громкой профессиональной биографии: творческие мускулы, если можно так выразиться, на таком посту наращиваются десятилетиями. Вспомним, впрочем, что в любом министерстве иностранных дел есть понятие «карьерный дипломат», подразумевающее, что посольство возглавляет человек, прошедший все ступени подобной табели о рангах, а не проштрафившийся губернатор или, как в недавнем прошлом, на чем-то оплошавший секретарь обкома. Не перенести ли такую практику на музеи?
Можно, конечно, сказать, что опыт — дело наживное, благо, что проектный и финансовый задел Ириной Александровной оставлен на долгие годы вперед. Но удивляет сама скорострельность назначения. Иначе говоря, пока что место будет красить человека, а не человек место. Авторитет, конечно, дело наживное и рано или поздно придет. Но реконструкция предположительно должна стать свершившимся, пусть даже и не окончательно, непреложным фактом уже в этом десятилетии.