Развитие Арктики принесет огромную выгоду
Тема: Арктика: настоящее и будущее
5-7 декабря 2018 года в Санкт-Петербурге состоится VIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». О наиболее актуальных проблемах в освоении региона рассказал депутат Госдумы, президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров.
- Насколько, по вашему мнению, устойчиво международное сотрудничество в Арктике и не превращается ли оно в острое соперничество арктических государств в борьбе за богатства арктического шельфа?
- Ваш вопрос, естественно, подразумевает оценку воздействия западных, точнее, американских санкций на наше взаимодействие с арктическими странами. Санкции, конечно же, сказываются на таком сотрудничестве, если взять привлечение западных инвестиций и технологий, касающихся добычи углеводородов, особенно на континентальном шельфе.
Но в целом сотрудничество арктических государств по широкому спектру касающихся этого региона проблем развивается успешно и наши связи с этими государствами достаточно стабильны и устойчивы.
В рамках Арктического совета, куда входят все северные страны, подписаны и реализуются многие важные для нас соглашения. Например, соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике. Или соглашение о сотрудничестве в области готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике от 2013 года. Всего в рамках Арктического совета Россия принимает участие в 80 проектах.
Но это всего лишь начало. Когда встанет вопрос о крупномасштабном освоении природных богатств Арктической зоны и круглогодичном использовании Северного морского пути, это сотрудничество перейдет на качественно новую ступень.
Что касается соперничества, то я бы употреблял здесь другое понятие, а именно — «согласование национальных интересов». Не секрет ведь, что сейчас на Западе с подачи Вашингтона раздувается истерия о мифическом «экспансионизме» России, стремлении нашей страны захватить чуть ли не всю Арктику. И в этом плане крупномасштабные маневры НАТО в Норвегии отнюдь не случайны. Но все обвинения в адрес России явно надуманны и опровергаются реальными фактами.
Мы признаем интересы других стран в Арктике и в отличие от США выступаем за то, чтобы все конфликтные ситуации, в том числе и в Арктике, решать в рамках общепризнанного международного права. Вашингтон, например, не присоединился к Конвенции ООН по морскому праву, мы же ее признаем.
Сейчас в ООН рассматривается наша вторая заявка на обширные акватории, примыкающие к Северному полюсу. Мы уже собрали достаточно доказательных данных о том, что хребты Ломоносова и Гаккеля в Северном Ледовитом океане являются «естественным продолжением» российского континентального шельфа. Конечно, на него претендуют и другие страны, особую активность при этом проявляют Канада и Дания. Ну так и надо решать этот вопрос в рамках общепринятых международных процедур, а не путем голых, тем более воинственных деклараций.
Речь идет, конечно, об аргументированном, обоснованном, подлинно экспертном решении, которое трудно оспорить. Другое дело, когда к чисто научным, экспертным вопросам примешивают политику, пытаются путем шантажа и угроз надавить на нашу страну, изменить ее принципиальную позицию. По-моему, российское руководство во главе с Президентом России Владимиром Путиным достаточно ясно показало несостоятельность и полную бесперспективность таких попыток.
- Почему тормозится принятие закона о развитии Арктической зоны РФ? В чем главные причины и каковы перспективы его принятия?
- Я бы не говорил о каком-то сознательном торможении. Тут скорее трудности согласования вопросов, относящихся к развитию Арктической зоны между различными министерствами и ведомствами, а таких вопросов немало.
Ленинградское высшее инженерное морское училище
имени адмирала С.О. Макарова. Доктор географических наук. Почетный профессор Государственной морской академии им. адмирала С.О. Макарова. Избирался депутатом Государственной Думы I-V созывов. Депутат Государственной Думы VII созыва. Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Член Бюро Высшего совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Член Комитета Государственной Думы по международным делам. До избрания - научный руководитель Государственного океанографического института имени Н.Н. Зубова. Президент МОО «Ассоциация полярников», первый вице-президент Русского географического общества, Герой Советского Союза,
Герой Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР, член-корреспондент РАН. Награжден
орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней,
«За морские заслуги». Заслуженный метеоролог РФ.
Конечно, и тут я согласен с вами, эта работа могла бы вестись более быстрыми темпами. Ключевую роль здесь играет Министерство природных ресурсов и экологии. К его руководству, как известно, пришел новый министр — бывший губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. Он энергичный и инициативный руководитель, хорошо знающий проблемы Арктической зоны.
Надеюсь, это поможет ускорить разработку и принятие действительно крайне важного для развития арктических территорий закона.
- Каковы, с вашей точки зрения, наиболее злободневные, не решенные проблемы сегодня в развитии Арктической зоны?
- Проблем действительно немало, и все они по большому счету злободневные. Начну с прекращения оттока населения, привлечения на Север и в Арктику столь необходимых им трудовых ресурсов.
Государственные программы, касающиеся решения этого вопроса, пока реальных результатов не приносят. На это обращалось особое внимание на прошлогоднем арктическом форуме, видимо, этот острый вопрос будет обсуждаться и на предстоящем. С 2002 по 2016 год численность российского населения на арктических территориях сократилась на 270 тысяч - достаточно много для регионов, и без того потерявших немало населения по сравнению с советским периодом. В то же время на этих территориях зарубежных арктических стран за этот же период численность населения возросла на 230 тысяч.
Это надо решать. И решать прежде всего путем принятия конкретных мер по развитию и совершенствованию льготно-преференциального режима для северян, учитывающего крайне суровые и зачастую непредсказуемые условия жизни на этих отдаленных территориях. И такая работа сейчас ведется.
Важное значение приобретают и вопросы повышения эффективности управления арктическими территориями. Сейчас основные функции здесь переданы Росатому, эффективно работающей государственной структуре, хорошо зарекомендовавшей себя в том числе и на Крайнем Севере. Однако все будет зависеть от того, в какой мере станут учитываться опыт, знания и мнение тех управленцев, специалистов и исследователей, которые хорошо знают особенности и специфику арктических территорий.
Другая актуальная проблема — налаживание эффективной системы управления арктическими территориями. От этого зависит и решение других проблем, и в особенности решение вопросов экологии.
Арктическая природа, как известно, хрупка и уязвима. Растительный покров тундры, например, поврежденный гусеницами вездехода, способен восстановиться лишь через десятилетия. Следует учитывать и устоявшиеся маршруты кочевых оленеводческих хозяйств коренного населения Крайнего Севера. Они формировались многие столетия и связаны с его традиционным образом жизни, с которым нельзя не считаться.
Повышение эффективности управления жизненно необходимо и для решения вопросов экологии арктических территорий. Кстати, здесь тоже начата реальная работа. К настоящему времени широкомасштабные работы по такой очистке проведены на архипелаге Земля Франца-Иосифа, в поселке Амдерма, на острове Врангеля, на территориях российского присутствия на архипелаге Шпицберген. Территория острова Земля Александры полностью очищена от загрязнений и мусора. Работы по экологической очистке Арктики продолжаются.
Словом, проблем немало. Главное, что в руководстве страны есть понимание того, что их надо решать и принимать в этом направлении конкретные шаги, чего не было, например, в 90-е годы.
- Какие, по вашему мнению, проекты могут стать «локомотивными» и прорывными для развития Арктики и в настоящем, и в будущем?
- Таким прорывным проектом стал запуск порта Сабетта на полуострове Ямал, в котором участвуют как французская, так и китайская компании. Первые два танкера «Кристоф де Маржери» и «Борис Вилькицкий» со сжиженным природным газом уже доставили топливо потребителям. После выхода проекта на полную мощность здесь будет производиться до 16,5 миллиона тонн сжиженного природного газа в год. Это весьма впечатляющие объемы. До этого длительный период Северный морской путь обслуживал фактически один крупный проект — производство никеля в Норильске.
Активно идет формирование и других перспективных проектов, например минерально-сырьевого Центра газоконденсатного профиля на базе Штокмановского месторождения. Расширяются работы на уже действующем Варандейском нефтяном месторождении. Можно упомянуть также разработку Кумжинского и Коровинского месторождений в рамках проекта «Печора СПГ». Есть и другие проекты, и не только связанные с добычей и переработкой углеводородного сырья.
Здесь крайне важно найти оптимальные подходы к освоению арктических территорий, которые, с одной стороны, учитывали бы их специфику и с другой — интересы проживающего здесь населения. Формирование вокруг крупного и высокоприбыльного производственного проекта, скажем, той же Сабетты, должно сопровождаться также развитием соответствующей инфраструктуры и социальной сферы. Но Сабетта — это так называемый якорный мегапроект, куда вложены десятки миллиардов рублей.
В Арктической зоне перспективны не только «якорные» проекты, но и другие, не требующие миллиардных затрат. Инвесторы, готовые вложить в них средства, найдутся, если государство сумеет найти стимулы и преференции для привлечения частных капиталов для освоения арктических территорий.
Это сложная проблема, но вполне разрешимая. И ее надо решать, поскольку активное хозяйственное освоение северных и арктических территорий принесет огромную выгоду и существенно ускорит экономическое и социальное развитие страны.