Расходы на закупку жизненно важных лекарств увеличены в пять раз
Активность законодателей ускорила работу госаппарата над национальными проектами
Прошёл год, как Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на срок до 2024 года». Сумма, которую государство мобилизует на двенадцать национальных проектов и создание инфраструктуры, внушительна — 25,7 триллиона рублей, что равно четверти внутреннего валового продукта страны. О том, на что и как они будут потрачены, по материалам V конгресса молодых учёных «Национальные проекты: без права на ошибку?» на «круглом столе» в «Парламентской газете» рассуждали законодатели и эксперты .
Цель общая, ответственность персональная
Ответственность за эффективное использование этих ресурсов, считает Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, должна быть жёсткой и персональной. Ведь речь идёт не только о количественных показателях при всей их важности, но о качественном изменении экономики, которая в результате преобразований должна выйти на этап нового технологического уклада.
Это требование — персонально отвечать за свой участок деятельности — в полной мере относится и к депутатам Государственной Думы, которые, по словам Гутенева, весьма профессионально и компетентно работают над законопроектами, призванными создать правовую базу для реализации национальных проектов. В частности, было внесено свыше 100 поправок в закон, определяющий порядок госзакупок. В том числе увеличен в пять раз лимит средств на закупку жизненно необходимых лекарств в рамках национального проекта «Здравоохранение».
Очевидно, активность законодателей ускорила достаточно вяло начавшуюся работу госаппарата над национальными проектами: к маю 2019 года в рамках первого этапа было обеспечено доведение лимитов финансирования по национальным проектам до 94 процентов. Депутат уверен, что наиболее успешно идёт работа по направлениям «Наука» и «Здравоохранение», хотя оценивать в целом динамику пока преждевременно.
В России нет опыта по реализации такого объёма инвестиций и потому крайне важно использовать предусмотренные законом механизмы стратегического планирования, подчеркнул Сергей Калашников, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике. По мнению сенатора, майские указы президента 2012 года, которые также декларировали глобальные цели общегосударственного масштаба, были выполнены не в полном объёме. Причина — несовершенная экономическая политика. Надо провести работу над ошибками, отметил Калашников, чтобы не получилось так, что средства истрачены, а эффекта нет.
Не только жильё и зарплата
Ещё одна «стартовая проблема» — отставание правовой базы. Вопреки требованиям законодательства, констатировал Дмитрий Юрков, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, очень часто ведомственные нормативные документы и законопроекты, поступающие на рассмотрение депутатов, не сопровождаются комплексом подзаконных актов и материалов, определяющих регулятивное воздействие на экономику. По оценке парламентария, не создано методических указаний для 75 процентов ресурсов, выделенных на национальные проекты, исполнители в центре и на местах зачастую не знают, как и с какими показателями эффективности расходовать эти средства. В итоге получается, что, к примеру, в Архангельской области построили массу фельдшерских пунктов, ввели в строй десятки новых школ, а квалифицированных кадров для них нет: они идут по другому ведомству и по другой программе.
Вообще проблема кадров — стержневая и общая для всех национальны проектов, сказала Елена Ляпунцова, член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Необходимо рассчитать и спланировать подготовку специалистов, которые не только будут реализовывать национальные проекты, но и развивать их после 2026 года.
Для этого есть все предпосылки, согласен Павел Селезнёв, председатель Совета молодых учёных при Финансовом университете: российские специалисты, выпускники отечественных вузов востребованы по всему миру, но нужны сейчас на Родине. Необходимо сформировать комплекс долгосрочных мер, чтобы профессионал не сталкивался с выбором - остаться дома или искать комфорт и доход за рубежом. А суть национальных проектов молодой доктор наук видит в необходимости обеспечить устойчивый рост, при котором следующим поколениям будет гарантирована достойная жизнь и запас прочности в экономике.
В довольно неожиданной плоскости оценила ход реализации национальных проектов Наталья Назарова, заместитель руководителя департамента политологии Финансового университета. Она считает, что, помимо конкретного материального вклада в благосостояние людей — квартиры, возросшие зарплаты, качественная медицинская помощь и тому подобное, — национальные проекты сплачивают нацию громадьём и величием поставленных целей, как это уже бывало не раз в истории России. А объединённому вокруг идеи возрождения народу любые задачи под силу.
Ещё материалы: Владимир Гутенёв, Сергей Калашников