Пятиклассникам и шестиклассникам расскажут об антропогенезе, счастливой семье и ложном патриотизме
С 2023 года в школах появится предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» ввели в обязательную программу для 5-9-х классов еще с 1 сентября 2015 года. Однако до сих пор для них в стандартах не были описаны учебные предметы. Теперь Минпросвещения разработало примерную рабочую программу уроков. Документ размещен на сайте ведомства 2 сентября.
34 обязательных часа в год
Основы духовно-нравственной культуры будут вводить постепенно начиная с 2023 года. А первыми изучать их начнут пятиклассники и шестиклассники. Как следует из программы, на освоение Основ в каждой параллели выделят по 34 учебных часа. Отмечается, что в соответствии с ФГОС предмет является обязательным для изучения.
Основы духовно-нравственной культуры народов России изучались в школах и ранее, напомнила член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. Однако отдельным предметом они не были, а проходили через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана.
«Введение этого предмета в школьную программу станет частью большой воспитательной работы в стенах школы, направленной на становление личности и прививание истинных идеалов», — сказала депутат «Парламентской газете».
В самой же учебной программе отмечается, что главная цель занятий — это формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся, а также «создание условий для становления мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Согласно Стратегии национальной безопасности, к ним, например, относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд, гуманизм, милосердие, историческая память и преемственность поколений, говорится в пояснительной записке.
Читайте также:
• На что имеют право в школе дети и их родители • Пользоваться мобильными телефонами школьникам все же разрешат
Что такое полиэтничность
Изучать основы духовно-нравственной культуры в пятом классе будут в рамках четырех блоков. Это «Россия — наш общий дом», «Семья и духовно-нравственные ценности», «Духовно-нравственное богатство личности» и «Культурное единство России».
Например, школьников ждет урок «Материальная культура», где расскажут, что к ней относятся не только памятники архитектуры, но и одежда, и пища. На уроке «Образ семьи в культуре народов» учеников познакомят со сказками и поговорками о семье. На уроке «Личность и духовно-нравственные ценности» объяснят, что такое милосердие, дружба, коллективизм и патриотизм. А на уроке «Музыкальная культура» покажут разные народные инструменты.
Требуемый уровень знаний от пятиклассников — уметь обосновывать такие понятия, как «счастливая семья»; показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба»; понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность» (историческая, культурная и социально-политическая общность людей в рамках государства. — Прим. ред.) и так далее.
Как узнать истинного патриота
Четыре тематических блока заданий подготовлены и для шестиклассников. Это «Культура как социальность», «Человек и его отражение в культуре», «Человек как член общества», «Родина и патриотизм».
Например, на уроке «Права и обязанности человека» школьников познакомят с Конституцией. На уроке «Этика и нравственность» обсудят понятие морали. На уроке «Подвиг: как узнать героя?» поговорят о героизме как самопожертвовании. Также школьникам предстоит защитить итоговый проект «Что значит быть человеком?».
Требуемый уровень знаний от шестиклассников: характеризовать административно-территориальное деление России; знать термины «естественные права человека», «правовая культура»; понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза (процессы появления человека разумного и человека социального и культурного. — Прим. ред.), объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре; различать «истинный патриотизм» и «ложный патриотизм» и так далее.
На последний вопрос «Парламентская газета» попросила ответить учителя истории и естествознания Ларису Тутову. «На этот вопрос я бы ответила так: истинный патриотизм — это слова, подтвержденные добрыми делами. Ложному же патриотизму присуще ничем не подкрепленные заявления», — провела для «Парламентской газеты» небольшой урок будущих Основ депутат.
Ещё материалы: Лариса Тутова