Все о пенсиях в России

два дня назадУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

два дня назадРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

20.11.2024На индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Путь к Афону

Есть места на земле, где небо становится близким. Православные христиане их называют святыми.

04.05.2016 15:56

Автор: Никита Вятчанин

Путь к Афону
Григориат – один из двадцати афонских монастырей, основанный в XIV веке

Одна из таких территорий, где присутствие Бога становится таким же близким, как воздух, — Святой Афон. Паломники «со стажем» утверждают: Афон — это не место, это путь. Путь куда и откуда? С этим вопросом в год 1000-летия появления русского монашества на Святом Афоне наш корреспондент поехал паломником в единственную в мире монашескую республику

УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ

Монастырь Ватопед хранит более десятка величайших святынь Православия.

Святой источник рядом с монастырем Иверон считается одним из чудес Святого Афона: вода в нем остается пресной, хотя находится на уровне моря, которое плещется буквально в нескольких шагах

Среди них – Пояс Пресвятой Богородицы (справа), и глава свт. Иоанна Златоуста

Монастырь Ватопед хранит более десятка величайших святынь Православия.

Среди них – Пояс Пресвятой Богородицы (справа), и глава свт. Иоанна Златоуста

Среди них — Пояс Пресвятой Богородицы (справа), и глава свт. Иоанна Златоуста

Внутри стен Иверона.

Внутри стен Иверона. Здесь находится чудотворная Иверская икона Божией Матери: по преданию, она исчезнет с Афона, который после полностью уйдет под воду, — дабы не быть оскверненным пришедшим антихристом…

Старец Илий (ноздрин),  духовник Патриарха  Кирилла

Старец Илий (ноздрин), духовник ПатриархаКирилла, почти 15 лет подвизался на Святом Афоне в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре

Геронда Гавриил Карейский

Геронда Гавриил Карейский: «Хочешь умереть от голода — закрой глаза и уши от человеческой боли и человеческих страданий»

По преданию Богородица попала на этот полуостров, прилегающий к территории современной Греции, когда корабль, на котором Она плы­ла вместе с апостолами на Кипр, по­пал в бурю. Корабль отнесло к бе­регам Афона, который в то время был культовым местом, где язычни­ки приносили человеческие жертвы. При приближении корабля с Бого­родицей языческие храмы стали ру­шиться — после такого явного знака силы Божией идолопоклонники, как гласит предание, приняли христиан­ство. А полуостров стал местом по­кровительства Божией Матери.

Надо сказать, что таких уделов Богородицы на земле всего четыре: кроме Афона это Иверия в Грузии, Киево-Печерская лавра на Украине и Дивеево в России. Но только на Афоне создана монашеская респу­блика: въезд в нее осуществляется по специальному документу (диомонтириону), который паломники получают в последнем мирском пункте перед отправкой на свя­тую землю — городке Уранополисе. Получить диомонтирион могут только люди, которые согласны признать себя «ортодоксальными христианами» (у нас в стране это все православные). Стоимость по­лучения афонской «визы» — 25 евро, действие ее распространяется на четыре дня, после чего ее нужно продлить в административном цен­тре Афона — Карее. Здесь же нахо­дится Протатский храм, в котором представители всех 20 монастырей Святой Горы собираются для принятия решений по устройству жизни на Афоне. Вопросы при этом рас­сматриваются самые разные: от пунктов устава монастырской жиз­ни до разрешения на строительство новой кельи.

В «Небесном городе» (именно так переводится с греческого Уранополис), как правило, дожидают­ся своих мужей, отцов и братьев женщины — им посещение Афона не благословлено. Причём такая рекомендация дана не кем-нибудь, а самой Игуменьей Святой горы — Богородицей. Об этой истории нам рассказали в одном из крупнейших афонских монастырей Ватопед. Со­гласно историческому свидетель­ству, дочь императора Феодосия Великого, уничтожившего послед­ние следы язычества на Афоне, ца­рица Плакидия пожелала посетить Святую Гору и приехала в Ватопед в 382 году. Но при входе в Благове­щенский храм услышала от одной из икон Божией Матери голос, пове­левавший ей удалиться из пределов Афона. Это событие послужило ос­нованием каноническому установ­лению, запрещающему женщинам появляться на Святой Горе. А ико­на, перед которой царица услышала предупреждение Богородицы, стала одной из семи чудотворных икон Богородицы, которые хранятся в Ватопедском монастыре.

В этой обители, где мы побыва­ли, предварительно переправив­шись из Уранополиса в Афон на большом белом пароме (время хода около двух часов), к паломникам из России очень теплое отношение. Хо­тя на Афоне не делят паломников на «любимых» и «не очень», неко­торые монахи, с которыми удалось поговорить, признались: на всех произвело огромное впечатление то, с каким благоговением в России люди встречали одну из главных святынь православия — Пояс Пре­святой Богородицы, который хра­нится именно в Ватопеде. На Афо­не утверждают, что такие святыни нельзя вывезти куда-либо без воли Самой Богородицы: если таковой нет, то всегда возникают барьеры, мешающие осуществить поезд­ку святыни в ту или иную страну. А вот в России Пояс Богородицы даже задержался на целую неде­лю — уникальный случай в истории! И на Святой Горе никто не сомнева­ется: это особый знак покровитель­ства Божией Матери нашей стране.

Ватопед — один из двадцати афонских монастырей. Таково незы­блемое число обителей Святой Го­ры, и расширение этого числа уста­вом Афона запрещено. Почти все монастыри являются греческими и только три имеют иную государ­ственную принадлежность — это Зограф (Болгария), Хиландар (Сербия) и Свято-Пантелеимонов монастырь, который пестует Россия. Прожива­ние и трапезы в монастырях для паломников бесплатные. При этом только один Ватопед за год прини­мает десятки тысяч паломников со всего мира! Сложно представить, сколько труда требуется монахам, чтобы все это обеспечить. И даже в самые сложные времена, напри­мер, в ходе Второй мировой войны или оккупации Греции турками, эта афонская традиция гостеприимства не прерывалась.

ВСТРЕЧА СО СТАРЦЕМ ИЛИЕМ ОПТИНСКИМ

Наше паломничество состоялось в год 1000-летия возникновения русского монашества на Афоне. По светской привычке было ожи­дание каких-то запланированных торжественных «мероприятий» со стороны «афонского руководства». Логика «светских раутов» потерпела сокрушительное фиаско: на Афоне главенствует одно торжество — Боже­ственная литургия, глав­ная в цикле ежедневных церковных служб, в ходе которой люди, которые подготовились постом и усиленной молитвой, мо­гут приступить к Святому причастию. Другое дело, что длительность службы, венцом которой является упомяну­тая литургия, может варьироваться от четырех до десяти часов в зави­симости от значимости праздника.

Многих такие ночные бдения пугают. Но в афонских монастырях служат ночью потому, что живут здесь по времени византийскому, которое ориентируется на восход и заход солнца. Зимой расхожде­ние афонского времени с москов­ским составляет примерно «плюс 6,5 часа», летом — «плюс три часа». И перестройка на святогорский ритм жизни дается, прямо скажем, без больших потерь, о которых фан­тазируешь до прибытия на Афон. Помогает и особое духовное состо­яние (его христиане называют бла­годатью) и помощь в физическом плане. Речь о специальных стасидиях, в которых принято стоять на бо­гослужениях: это деревянные одно­местные скамьи с откидывающимся двухуровневым сиденьем и поруч­нями на уровне подмышек, в кото­рых можно находиться и стоя, и по­лусидя. Потому во время ночных бдений нередко приходили на ум слова одного их самых известных ныне здравствующих афонских на­ставников, игумена Ватопедского монастыря Ефрема: «Монах на службе ощущает себя так же, как младенец в утробе матери».

На одной из таких служб с нами случилось «обыкновенное чудо», которое в повседневной жизни и не заметишь. Так устроилось, что в русском монастыре на Афоне мы оказались на службе вместе со старцем нашего времени — схиархимандритом Илием Оптинским. Не так много людей знают, что он почти 15 лет подвизался на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, прежде чем вернулся обратно в Россию. Именно в год тысячелетия служения русских монахов на Святой Горе нам посчастливилось получить его благословение и задать свои личные вопросы — в России, чтобы пробиться к нему с этим, люди могут ждать не один месяц и даже не один год!

С отцом Илием оказалось связано и еще одно переживание, в реальность которого до этого сложно было поверить. В середине ночной службы отец Илий вышел из своей стасидии и ушел в алтарь готовиться сослужить литургию. И спустя всего две-три минуты мы почувствовали явный холод, как будто кто-то открыл в храме дверь или окно. И наоборот, когда старец вышел из алтаря под конец службы, тепло «вернулось». Как говорится, хотите верьте, хотите нет…

БОГАТ ТОТ, КОМУ НЕ НАДО МНОГО

Устроилась нам на Афоне встреча и с другим старцем — греком Гавриилом Карейским. Одно время его грозные «пророчества» кто-то тиражировал в Интернете. Хотя монахи-святогорцы хорошо знают: пророчества являются не «приговором», а скорее предупреждением, что если люди не изменят образ жизни и образ мысли, то мир неизбежно постигнут гибельные последствия. И война на Украине, на Ближнем Востоке, глобализация терроризма имеют в своей основе духовные, а совсем не «геополитические» причины. Но надежда на сохранение мира при всех предсказаниях о «третьей мировой» сохраняется. И надежду на Святом Афоне многие связывают с возрождением духовности в России.

Обо всем этом нам довелось услышать не от старца Гавриила, а от других духоносных подвижников Святой Горы. Удивительно, что самые жесткие предсказания здесь не вызывают страха, внутренней оторопи — здесь тебе даются силы воспринять это как призыв к действию. К действию по изменению прежде всего себя. И понимаешь, почему на Афоне с великим почтением относятся к «нашему» Серафиму Саровскому — именно «дивеевскому заступнику» принадлежат слова, которые каждый человек, старающийся стать христианином, имеет перед глазами: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Но с герондой Гавриилом Карейским, который не говорит ни на каком языке, кроме греческого (послушник, который мог бы перевести наши вопросы, отсутствовал), нам все же удалось поговорить — заочно. Узнав, что мы из России, он жестами пригласил нас к себе в келью и вручил небольшой «адрес», напечатанный на русском языке (еще одно свидетельство того, что россияне на Афоне — частые гости). Всего две страницы включают в себя высказывания старца, которые, как маяки, указывают путь духовной «лествицы». И в каждом из них краткость и простота сплетается с глубинной радостью — радостью обретения настоящих смыслов. И только в тиши удивительных афонских пейзажей, вмещающих в себя горные тропы и лиственные леса, камнепады и кипарисовые аллеи, понимаешь, насколько эта простая, как камень, мудрость выше агрессивных притязаний современного мира.

«Богат не тот, у кого много, а тот, кому много не надо. Беден не тот, кто не имеет ничего, но кто хочет много». …Да, становится очевидным, что Афон — это путь. Путь, по которому человек восходит от реальности жизни с ее дергающей, как зубная боль, неопределенностью и ее кажущейся тотальной несправедливостью к настоящим ценностям, над которыми в современной России, увы, чаще посмеиваются, чем преклоняются. Побывав на Афоне, с неведомой доселе остротой понимаешь, что именно такие ценности способны дать человеку настоящую, неподдельную свободу.

Фото РИА «НОВОСТИ»

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 4730