Прописку оформят дистанционно, но зачем она нужна?
Штамп в паспорт поставят в МФЦ, а свидетельство пришлют по почте
С 1 июля следующего года оформить регистрацию по месту жительства или временного пребывания можно будет дистанционно. Чем постоянная прописка отличается от временной и можно ли вообще без них обойтись, выяснила «Парламентская газета».
Кому это нужно
Российское законодательство разделяет понятия место жительства и место пребывания. Их отличие — только в сроках. Постоянная регистрация, как правило, бессрочная, а временная ограничена по времени.
На основании регистрации, как временной, так и постоянной, начисляют пенсию, предоставляют льготы и субсидии. Без соответствующего штампа в паспорте не выдадут водительские права, ИНН, а работодатель, скорее всего, откажет в приёме на работу. Возникнут трудности и при оформлении детей в сад и школу. По закону каждый россиянин должен иметь регистрацию, причём у него могут быть одновременно и временная, и постоянная. А лиц без определённого места жительства регистрируют в социальных учреждениях.
Постоянная регистрация, которую раньше называли «пропиской», оформляется по праву собственности, договору найма или другим законным основаниям. В паспорте ставится соответствующая отметка.
Если человек переехал жить в другой город, в течение семи дней он обязан сообщить в МВД свой новый адрес. Без регистрации в другом регионе можно жить не более 90 дней. Но в пределах одного региона вносить изменения в записи вообще не требуется. Поэтому если человек живёт в Брянске и отправился на постоянную работу в Москву, то спустя три месяца у него уже должна быть оформлена временная регистрация.
То же самое касается командированных работников, если служебное задание вынуждает их находиться в другом регионе больше этого срока. Временно зарегистрироваться необходимо и студентам, которые поступили в вуз, расположенный за пределами субъекта, где они прописаны.
А кому не требуется
Проживающим в съемной квартире для временной регистрации понадобится согласие собственника. В гостинице, санатории и общежитии свидетельство выдаст администрация. Штамп в паспорте в этом случае не ставят.
Временную регистрацию можно не оформлять, если человек приехал к своему родственнику. Тёща, свекровь, дети, братья и сёстры могут гостить у своих родных, сколько захотят, при условии, что у принимающей стороны есть регистрация. С 2021 года свидетельство о временном пребывании не требуют от поменявших место жительства подопечных, усыновителей, опекунов и попечителей.
Всем остальным, кто не оформил в необходимые сроки регистрацию, грозит статья КоАП. Причем под неё подпадают как умышленно нарушившие закон, так и те, кто не знал о его требованиях.
Наказание рублём
Если квартирант живёт в съёмной квартире без регистрации, его могут оштрафовать на 2-3 тысячи рублей. Размер взыскания для владельца жилья составит от 2 до 5 тысяч рублей. За то же правонарушение в Москве и Петербурге арендатора накажут уже на 3-5 тысячи, арендодателя — на 5-7 тысяч.
Владельцам квартир, пустивших к себе жить приезжих и не позаботившегося о регистрации, нужно помнить, что оштрафовать их могут за каждого постояльца и даже несколько раз. Если нарушитель — должностное лицо или организация, то суммы наказания будут выше.
За фиктивную регистрацию, когда человек регистрируется без намерения проживать по данному адресу, штраф может составить до 500 тысяч рублей.
Услуги окажут онлайн
С 1 июля следующего года зарегистрироваться по месту жительства или временного пребывания станет проще. Заявление примут дистанционно, а чтобы поставить в паспорте отметку о регистрации, понадобится всего один визит в МФЦ.
Свидетельство о временной регистрации заявителю пришлют на почту — ходить за ним никуда не потребуется. Кроме того, все регистрационные услуги будут оказывать по принципу экстерриториальности. То есть человек сможет обратиться в ближайший к нему МФЦ.
По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по информационной политике Сергея Боярского, в ближайшем будущем все документы, в том числе и свидетельство о временной регистрации, получат полноценную цифровую замену. Людям не нужно будет предъявлять ни этот, ни другие документы — ИНН, свидетельство о браке и даже водительские права, все они будут в едином цифровом пространстве. Законы, принятые седьмым созывом Госдумы, обеспечили создание такой электронной базы. «Но принцип одного окна у нас пока не реализован в полной мере, так как не совмещены базы разных ведомств», — сказал депутат «Парламентской газете». Трансформация госуслуг продолжается, по её итогам, любой документ можно будет заказать и получить в любой точке страны, пообещал он.