Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Программу переселения из аварийного жилья предлагают сделать бессрочной

За непригодную к проживанию ветхую недвижимость целесообразно предоставлять в том числе и съемные квартиры, привлекая для их постройки деньги банков

10.02.2023 17:33

Автор: Валерий Филоненко

Программу переселения из аварийного жилья предлагают сделать бессрочной
  © Тимур Ханов/ПГ

Корректировки стоимости квадратного метра в программе переселения россиян из аварийного жилья не поспевают за рыночными ценами в регионах, из-за чего субъектам не хватает денег на выполнение планов. К тому же до сих пор не везде еще завершена программа расселения жилья, признанного аварийным до 1 января 2017 года, при этом уже полным ходом идет второй этап программы: 7 регионов приступили к расселению аварийки, которая считается до января 2022 года. А если учесть, что износ 100 миллионов квадратных метров жилого фонда сегодня составляет более 60 процентов, а ежегодно теоретически непригодными для проживания становятся 2,5 миллиона квадратных метров, то целесообразно программу расселения аварийного жилья сделать постоянной.

Однако следует учитывать некоторые особенности и не перегружать бюджет. К примеру, не стоит аварийное жилье включать одновременно и в федеральную программу расселения, и в региональную программу капремонта, тратя сначала миллиарды на его восстановление, а затем столько же на его снос. Для ускорения процесса расселения следует использовать и механизм некоммерческого найма жилья с привлечением для его строительства банковского финансирования. Такие рекомендации в адрес Минстроя прозвучали в Совете Федерации на круглом столе 10 февраля.

Есть программа, есть решения

На сегодня общая площадь аварийного жилья в России превышает 21 миллион квадратных метров, в том числе 3,3 миллиона — остаток нерасселенного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года, и 1,44 миллиона — это дополнительно выявленные аварийные «квадраты», не включенные в действующую программу. Основной объем — 14,4 миллиона квадратных метров — это дома, признанные аварийными с 1 января 2017 по 1 января 2022 года, отметила директор департамента стратегических проектов Минстроя Ольга Шарова.

В прошлом году из аварийного жилья переселили 192,73 тысячи россиян, планируется расселить еще 536,5 тысячи человек, в том числе в рамках стартовавшей в прошлом году программы, в которую уже включились семь регионов. По прогнозам, еще 40 регионов в нынешнем году завершат предыдущий этап расселения (учитывает непригодное жилье до 1 января 2017 года) и включатся в новый.

Программы расселения в стране действуют на условиях софинансирования. Большую часть денег дает федеральный Центр, меньшую покрывают из своих источников регионы. По словам председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству Андрея Шевченко, за федеральную часть в новой программе расселения отвечает Фонд развития территорий, который выделяет деньги субъектам и мониторит выполнение планов и условий предоставления финансирования.

Андрей Шевченко © пресс-служба Совета Федерации

Проведенный сенаторами анализ исполнения программы позволил выявить ряд препятствий для ее выполнения. В частности, в регионах наблюдается повышение расходов на расселение в связи с увеличением стоимости жилья. Например, рыночная цена «квадрата» в Томской области сегодня превышает 108 тысяч рублей, а в расчетах Минстроя она держится на уровне 88 тысяч.

И хотя Правительство в прошлом году выделило 24 миллиарда рублей на покрытие таких непредвиденных расходов, «но средства предоставили только 43 регионам, и то не в полном объеме», напомнил Шевченко. К примеру, дефицит Архангельской области составил более 4 миллиардов рублей.

Чтобы исключить необходимость постоянно корректировать объемы финансирования из-за изменений на рынке жилья, в новых правилах разумно пересчитать лимиты. И добавить денег. По новым правилам уровень федеральной части не должен превышать 60 процентов, но регионы просят вернуться к прошлой схеме софинансирования, действовавшей в стране с 2019 года: 89 процентов — федеральный бюджет и 11 процентов — регионы.

Разумеется, без поддержки федерального Центра с ворохом проблем региональным властям не справиться, но и преуменьшать их возможности было бы неправильно. Нужно вдумчиво использовать имеющиеся у них инструменты, например программы комплексного развития территорий, в рамках которых также можно решить вопрос с «аварийкой», уверен первый зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Павел Качкаев.

При этом эффективность программы переселения можно повысить, перестав включать одновременно аварийное жилье и в федеральную программу расселения, и в региональную программу капремонта. А таких домов депутат насчитал более тысячи. В этом случае сначала миллиарды рублей тратятся на восстановление жилья, потом не меньше средств на его снос.

Чтобы сэкономить бюджетную копейку и вместе с тем выполнить как можно скорее планы по расселению, следует также использовать механизм некоммерческого найма жилья с привлечением банковского финансирования, уверен сенатор Аркадий Чернецкий.

Когда переселят бамовцев

Ранее «Парламентская газета» писала, что в Совете Федерации рекомендуют Правительству помочь деньгами четырем регионам — Бурятии, Забайкальскому краю, Амурской и Иркутской областям — для завершения переселения россиян из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали.

Как пояснил «Парламентской газете» сенатор Вячеслав Наговицын, сейчас в зоне БАМа проживают во временном жилье, — а это щитовые домики, вагончики, блоки контейнерного типа, — более шести тысяч человек.

Вячеслав Наговицын © пресс-служба Совета Федерации

Низкие темпы реализации программы снижают ее эффективность, уверен парламентарий. Муниципалитетам приходится содержать сильно изношенную коммунальную инфраструктуру, которая продолжает стареть каждый год. Снижаются и доходы коммунальщиков в результате выезда участников программы. Эффективным был бы комплексный подход — переселение людей из временного жилья и его снос с целью недопущения повторного заселения, а также ликвидация всей коммунальной инфраструктуры и рекультивация земли, «и все это одновременно».

Ежегодно на решение вопросов по переселению бамовцев из федерального бюджета выделяется примерно 535 миллионов рублей, это немалые деньги. На сегодняшний день на программу с начала ее реализации выделено порядка восьми миллиардов рублей. А для завершения переселения нужно еще около 25 миллиардов рублей.

«И если сейчас ничего не менять, то при существующем ежегодном объеме расходов средств на эти цели решение проблемы растянется примерно на 50 лет. Это, конечно же, неприемлемо. Сенаторы понимают, что одномоментно таких средств не найти, но можно задействовать уже работающие программы, направленные на улучшение жилищных условий наших граждан, или применить механизмы индивидуального подхода», — сказал сенатор.

Есть несколько госпрограмм, по которым можно получить новое жилье, — например, расселение аварийного и ветхого жилья, госпрограмма по переселению из районов Крайнего Севера, по наделению жильем инвалидов, рассмотреть возможность использования материнского капитала и так далее.

Помимо этого, по мнению Наговицына, можно задействовать механизмы рассрочки платежа через социальную ипотеку, предоставление жилья в доходных домах или предоставление арендного жилья, когда государство одновременно переселяет всех граждан по программе и берет на себя полностью или частично месячные платежи, возникающие у переселенных граждан.

Читайте также:

• Жителям «бесхозных» домов сможет помочь новый вид управляющих компаний