Все о пенсиях в России

05.11.2024Правила выплат на уход за пенсионерами изменятся в 2025 году

05.11.2024Депутат Нилов рассказал, кому повысят пенсии в 2025 году

03.11.2024Минфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

Профсоюз школьников — запрещать или помогать?

В Совете Федерации заинтересовались попыткой самоорганизации учеников в Петербурге

13.12.2018 14:19

Автор: Александр Горелик

Профсоюз школьников — запрещать или помогать?
Фото: ПГ/Владимир Афанасьев

Непростую задачу перед педагогами и политиками поставил десятиклассник петербургской гимназии №622 Лёня Шайдуров. Он создал профсоюз школьников, который будет отстаивать интересы учащихся, и теперь взрослые ломают голову, что делать с такой инициативой — поддерживать или противодействовать.

 Неправильная реакция

«У нас не профсоюз, а организация «Ученик», — уточняет Леонид Шайдуров. — Но по принципу профсоюза: демократический централизм и подчинение мнению большинства».

Привлечение подростков на незаконные митинги обернётся крупным штрафом
Лёня говорит выверенными фразами, приправляя их мудрёными терминами. Утверждает, что зачитывается Лениным, Чернышевским, изучал труды профсоюзных деятелей. То, что парень он умный, признают все, да и его оценки об этом говорят.

Изначально в организацию вошли 30 учеников. Сейчас их уже 170 — треть всех старшеклассников школы. Но списки ребята держат в секрете: боятся санкций со стороны педагогов. Методы профсоюзной борьбы уже определены: переговоры и убеждение. И лишь если учителя будут игнорировать учеников, последуют более агрессивные меры: массированная информационная работа и жёсткая агитация. О забастовке и срыве уроков речи нет.

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина с первых дней следит за ситуацией — в основном по сообщениям СМИ и интернет-публикациям. Её удивило, что педагоги резко отреагировали на задумку Шайдурова. И огорчило, что мальчик подвергся мощному давлению со стороны учителей — по словам подростка, его несколько раз вызывали к директору, в том числе с мамой, стращали отчислением, обзывали экстремистом, грозили упечь в психбольницу. Ещё и прокуратурой пугали, назвав собрание ребят на школьном стадионе несанкционированным митингом.

«Если бы учителя нормально на это отреагировали, никакого скандала бы не было, — уверена Драгункина. — Ну почему профсоюз школьников не может бороться за права учеников? Может! Конечно, он юридически не оформлен, но ведь это — игра взрослых ребят, и грамотный педагог должен не запрещать, а подставить плечо!»

То самое первое собрание профсоюза на школьном стадионе. Учителя сочли его несанкционированным митингом. Фото:ПГ/Александр Горелик

Первые требования, с которыми выступил профсоюз, сенатор, сама много лет проработавшая учителем, назвала вполне разумными: «Не более трёх контрольных в день? Абсолютно правильно! А как можно больше? С ума же сойдёшь! Не более трёх уроков по одному предмету в день? Тоже правильно. У детей и так сейчас огромная нагрузка, как им выдержать пять математик подряд? Свобода самовыражения во внешнем виде? Не вижу ничего плохого. Обратите внимание, дети сами говорят — при сохранении школьной формы. Ну а когда им экспериментировать с причёсками и цветом волос, как не в детстве, когда педагог и подскажет, и мягко направит?»

Тем временем всех старшеклассников гимназии уже вызывали на ковёр к директору, требовали держаться от «экстремиста» подальше. «Нам сказали, чтобы мы не вступали в его организацию, потому что нам сдавать ЕГЭ», — усмехнулись одиннадцатиклассники.

Зато реакция петербургского комитета по образованию Зинаиду Драгункину обрадовала: чиновники сообщили, что профсоюзы учеников закону не противоречат, парня отчислять не за что, и вообще поводов для реагирования нет.

Учёба не труд?

Действительно, Закон «Об образовании» разрешает детям участвовать в управлении школой, хоть и в порядке, определённом её уставом. А пункт 5 статьи 34 позволяет им вступать в общественные объединения, причём профсоюзы там даже отдельно упомянуты.

По Закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в организацию можно вступать с 14 лет, то есть старшеклассники по возрасту подходят. Но дальше — неопределённость: в законе сказано, что профсоюз объединяет людей, связанных общей производственной или профессиональной деятельностью. Но считать ли таковой учёбу?

«Есть студенческие профсоюзы, значит, по той же логике могут быть и школьные», — уверен председатель Федерации профсоюзов Петербурга и Ленинградской области Владимир Дербин.

«Конечно, это не профсоюз: нет трудовых отношений, нет такой профессии — ученик», — не согласен бывший глава профсоюзов Приморья, а ныне депутат Госдумы Виктор Пинский.

Когда школа ничего не может предложить детям, те сами рождают инициативу — как в случае с профсоюзом.

«На мой взгляд, ничего незаконного дети не устроили, — полагает Драгункина. — Конечно, надо смотреть законодательство, чтобы уточнить статус школьных профсоюзов, а главное — определить, какова их миссия в школе».

По словам сенатора, петербургская история совпала по времени с началом работы Совета при Президенте по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей под председательством Валентины Матвиенко. Он сейчас собирает инициативы с мест, и одна из главных тем, поднятых регионами, — как раз воспитание, причём с упором на подростков. Так что «кейс Шайдурова» там наверняка изучат. «Когда школа ничего не может предложить детям, те сами рождают инициативу — как в случае с профсоюзом», — пояснила Драгункина.

Кстати, пока развивался скандал с организацией Шайдурова, девятиклассница той же гимназии создала альтернативную структуру с теми же целями — школьный парламент. В него уже вошли 17 ребят, причём многие одновременно состоят и в «Ученике». Но и этой альтернативе педагоги не рады: считают посягательством на свой авторитет.

«Самое главное, что ученики посмотрят на нашу борьбу и, когда вырастут и станут где-то работать, не будут молчать — они научатся отстаивать свои права и самоорганизовываться», — видит и в этом плюсы Шайдуров.

Подарок для педагогов

Десятилетие детства: что оно даёт россиянам
В преподавательском и профсоюзном сообществе сейчас думают, каковы пределы самостоятельности учеников. Известный петербургский педагог Дмитрий Зицер считает, что случившееся в гимназии №622 — лучшее, что вообще может произойти в школе, настоящий подарок для учителей: «Дети заявили о желании думать, решать задачи, брать на себя ответственность. Мальчик попытался объединить коллег в единый коллектив, цель которого — образование. А в основе — анализ, самоорганизация, сомнение, рефлексия».

Не согласен с ним депутат Виктор Пинский: «Просто подумайте, что мы делаем с образованием, позволяя детям самим определять, надо ли им учиться, в каком объёме. Это точно — дело взрослых. Если есть нарушения прав детей, если их избивают, издеваются над ними, не дети должны объединяться для своей защиты, а вся система должна защитить детей. В том числе правоохранительные органы».

Зато петербургские профсоюзы уже готовы принять организацию Шайдурова в свои ряды. «Я приглашаю Леонида и всю его команду к нам! — воскликнул Владимир Дербин. — Мы расскажем, как действовать, чтобы всё соответствовало законам. Я же сам вступил в профсоюз в 15 лет! Молодые люди правильно выбрали структуру: в школах партии запрещены, а профсоюзы — нет. Организация школьников может войти в профсоюз работников образования: там есть профсоюзы учителей, студентов, пусть появятся и школьные. Будем к этому привыкать».

Пока же ясно одно: случившееся в петербургской школе — тема для большого разговора. «В том числе на законодательном уровне, — подчеркнула сенатор Зинаида Драгункина. — И этот разговор должен начаться».