Все о пенсиях в России

два дня назадМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

01.11.2024Парламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

Профобучение приблизят к полевым условиям

Колледжам и техникумам хотят сократить часы на теорию и увеличить на практику

26.04.2021 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Профобучение приблизят к полевым условиям

Фото: АГН Москва

По прогнозам, в 2021 году в средние специальные учебные заведения поступят 1,25 миллиона первокурсников. Будущих строителей, медсестёр, кружевниц и прочих предлагают учить по новым стандартам. Во-первых — быстрее, во-вторых — непосредственно в поле, в третьих — нескольким специальностям одновременно. Минпросвещения разработало новый макет Федерального государственного образовательного стандарта для среднего профессионального образования. Что изменится в жизни учащихся, узнала «Парламентская газета».

Новая профессия за 10 месяцев

Сейчас молодые люди, поступившие в ПТУ, колледж или техникум после 9 класса, тратят на получение специальности от трёх до четырёх лет. А после 11 класса в зависимости от направления обучения — 2,5-3 года.

По новым стандартам, предложенным Минпросвещения, эти сроки сократят: чтобы освоить новую профессию, бывшему одиннадцатикласснику достаточно от 10 месяцев, а бывшему девятикласснику — от 22 месяцев, считают в главном образовательном ведомстве. Чуть больше времени, по подсчётам экспертов, понадобится на освоение новой специальности — от двух лет 10 месяцев после 9 классов и от одного года 10 месяцев после 11 класса.

Как следует из нового макета ФГОС, сокращать сроки обучения хотят в первую очередь за счёт учебной программы. А значит, уроков русского языка, математики или физкультуры в колледжах и техникумах может стать меньше. Зато предлагают отдать больше часов практике — у станка или в поле учащиеся проведут почти половину времени, отпущенного на получение знаний. Такой подход позволит студентам освоить сразу несколько специальностей, отметили в Минпросвещения.

Новые стандарты разработаны на основе передового мирового опыта профессионального обучения, сообщил 22 апреля в Совете Федерации первый замглавы Минпросвещения Дмитрий Глушко на заседании Комитета по науке, образованию и культуре.

«Мы такой подход Минпроса на заседании поддержали, — рассказал «Парламентской газете» заместитель председателя комитета Виктор Смирнов. — Мы действительно считаем, что профессиональное обучение должно быть практикоориентированное. То есть такие студенты в первую очередь должны быть подготовлены к работе в условиях реального предприятия».

Фото: АГН Москва

По новому макету уже в этом году разработают стандарты по ста профессиям и специальностям среднего профессионального образования, сообщил Глушко.

«Это решит сразу две важные проблемы, — считает Виктор Смирнов. — Обучающиеся смогут получить знания сразу по нескольким специальностям, например, сварщика и слесаря-монтажника, что повысит их шансы на трудоустройство. Кроме того, такой подход позволит закрыть дефицит по специальностям, которые сегодня испытывают многие отрасли экономики».

Вся надежда на сварщиков

Меньше часовщиков, больше кружевниц

Адаптировать колледжи и техникумы к требованиям рынка Минпросвещения начало ещё несколько лет назад. С тех пор из программ обучения уже исчезли десятки профессий. Так, с 2020 года отмены ФГОСы для изготовителей эмалированной посуды, операторов линии по производству маргарина, технологов киноформатирования и магнитных носителей, обработчиков птицы и кроликов. С прошлого года не учат на метеорологов, автомехаников, сборщиков очков, часовщиков-ремонтников и пивоваров.

Какие-то профессии совсем ушли с рынка, в других людей заменила техника, объяснили ранее в Минпросвещения. Кроме того, ряд специальностей решили объединить, а другие, напротив, выделить в отдельные программы. Например, в этом году были изменены названия более 24 профессий и специальностей. Так, обучающихся на изготовителя художественных изделий из дерева теперь будут учить и на выжигальщиков. А будущих мастеров народных художественных промыслов — на кружевниц и вышивальщиц.

Кроме того, профессию «Повар, кондитер» разделили на «Повара» и «Кондитера». А из специальности «Адаптивная физическая культура» выделили «Педагогов по адаптивной физической культуре и спорту» и «Учителей адаптивной физической культуры».

До сих пор для принятия таких решений требовалось подготовить кучу бумаг, провести множество согласований и потратить уйму времени. Чтобы быстрее реагировать на требования экономики и оперативно корректировать образовательные программы, в Минпросвещения решили ввести рамочные ФГОСы — единые документы для целой группы профессий.

«Предложенный макет позволит унифицировать документацию, позволяющую регламентировать порядок и содержание профобразования, — рассказала «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. — Для среднего профобразования важно единообразное понимание образовательного процесса, как и единый подход для всего профессионального образования в целом. Чтобы не получилось, что в СПО учат тому, что в работе не применяют».

Читайте также:

• В Минтруде перечислили самые востребованные профессии в РФ • Требование о наличии открытого стадиона для колледжей могут отменить

Новые макеты стандартов, представленные Минпросвещения, продолжают логику модернизации среднего профессионального образования, рассказала «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

«Несколько лет назад был разработан стандарт по пятидесяти наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям — так называемый «ФГОС ТОП-50». Тогда же был введён новый вид государственной итоговой аттестации — демонстрационный экзамен, определены профессиональные компетенции с учётом международных и профессиональных стандартов», — отметила депутат.

Методисты среднего профессионального образования давно говорили о необходимости нового макета ФГОС. Но уровень подготовки специалистов будет зависеть от того, какого качества стандарты на его основе разработают по конкретным специальностям и профессиям, считает Духанина.

Знания или компетенции

Что приоритетнее в колледжах и техникумах — знания или компетенции — эксперты спорят уже несколько лет. Сторонники «школы знаний» считают, что именно она воспитывает и готовит к жизни. Поэтому не экономика должна «тащить» за собой образование, а образование — экономику.

Сторонники «школы компетенций» уверены, что знания ради знаний учащимся не нужны. Другое дело умения и навыки, которые позволяют приспособиться к быстро меняющемуся миру.

«Моё мнение, что одного без другого не бывает, — прокомментировала спор двух школ Любовь Духанина. — Возьмём простой пример: все мы платим за коммунальные услуги. Как происходят расчёты, из чего складывается платёжка — это знания. А вот умение оплатить счёт за ЖКУ, например, в Интернете — это компетенции. То есть, мало знать, надо уметь эти знания применять. Но людей знающих, по моему опыту, конечно, меньшинство, тем они ценнее».