Пленарное заседание Государственной Думы

13:26Депутат Макаров заявил о беспрецедентном росте расходов бюджета на культуру

13:17В 2025 году расходы бюджета на соцполитику и медицину вырастут на 15 процентов

12:59Госдума поддержала 888 поправок к проекту федерального бюджета

Проект нового КоАП вновь могут отправить на доработку

Совет при Президенте РФ раскритиковал очередную версию документа за невнятную структуру

24.12.2021 14:55

Автор: Юлия Сапрыгина

Проект нового КоАП вновь могут отправить на доработку
  © пресс-служба Госдумы

Работа над проектом нового КоАП идёт уже два года. За это время в Минюсте подготовили три версии документа. Последнюю представили в конце октября. Но и она экспертам не понравилась. Документ не защищён от «случайных» изменений, плохо структурирован и перегружен примечаниями, заявили в Совете при Президенте России по кодификации и совершенствованию законодательства. Такое заявление распространила 24 декабря пресс-служба Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству.

Что не так с кодексом

Действующая редакция КоАП была принята ещё в 2001 году. С тех пор в кодекс более 600 раз вносили поправки, а общее число изменений достигло почти пяти тысяч. В итоге, как говорят эксперты, документ стал бессистемным — пользоваться им сложно не только гражданам, но и профессионалам.

«Административный кодекс — один из самых динамичных нормативных правовых актов России, в который вносилось и вносится больше всего поправок. В то же время КоАП является одним из часто применяемых на практике, поэтому он должен быть проработан максимально чётко», — сказала ранее «Парламентской газете» первый замглавы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова.

Кроме того, версия КоАП 20-летней давности не содержит наказания за нарушения, которые прописали в законодательстве в последнее время. Например, там не отражены санкции за жестокое обращение с животными, которое законодательно отрегулировали только в 2018 году. Большой блок требуется внести и в отношении автомобилистов, так как за последние 20 лет много что в дорожной жизни изменилось.

В итоге ещё два года назад в Минюсте решили больше не править действующий КоАП, а написать новый. Первую версию документа представили 30 января 2020 года. Но документ подвергся резкой критике. Так, против нового КоАПа высказался премьер-министр Михаил Мишустин. Он назвал штрафы, прописанные в проекте, непосильными и заявил, что они должны быть сформированы с учётом платёжеспособности населения.

Не остались в стороне и парламентарии. Первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак назвал проект «репрессивной машиной или дополнительными штрафными поборами с населения» и пообещал, что «Единая Россия» не поддержит проект до тех пор, пока он не будет доработан, сообщила пресс-служба партии.

А глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил: «Мы считаем, что этот документ вообще никуда не годится. Мне кажется, он возбуждает ненависть к законотворчеству, я бы так сказал. Там даже нет «сквозных» статей». Депутата цитирует РИА «Новости».

Букв много, цифры не те

После неудачной премьеры документ правили ещё два раза, но, как выяснилось в конце декабря, замечания остались. Третью версию КоАП раскритиковал Совет при Президенте России по кодификации и совершенствованию законодательства под председательством Павла Крашенинникова. Сообщение об этом распространила пресс-служба депутата 24 декабря.

Павел Крашенинников. © Юрий Инякин/ПГ

«Проект мы рассмотрели по своей инициативе, при этом хочу подчеркнуть, Совет не оценивал смысловое содержание статей, предложенных в документе, а рассматривал его только с точки зрения соответствия структуры к требованиям систематизации правовых норм», — отметил Крашенинников.

Как следует из пресс-релиза, замечания к кодексу те же, что и два года назад. Так, эксперты указали, что документ по-прежнему плохо структурирован. В частности, они обратили внимание на отсутствие сквозной нумерации статей. Вместо неё применяется индексная система нумерации, при которой номер статьи привязан к номеру главы, то есть имеются, например, статьи 1.1, 1.2, 1.3 и так далее.

«Вводя индексный порядок нумерации статей, разработчики хотели предотвратить трудности, связанные с включением в дальнейшем новых статей. Однако при такой нумерации новые положения могут помещаться только в конец соответствующей главы, что зачастую приводит к нарушению логики изложения материала», — отметили эксперты.

Также они обратили внимание на перегруженность документа примечаниями к статьям. По их мнению, такой раздел, как примечание, в принципе нежелателен, так как содержащееся в нём уточнение чаще всего представляет собой «часть гипотезы нормы, оторванную от неё и помещённую в конце статьи, после санкции».

Кроме того, по мнению экспертов, новый КоАП не защищён от случайных изменений, на чём, собственно, и «погорел» старый КоАП. В связи с этим они предложили «ввести в кодифицированный акт запрет на изменение кодекса посредством принятия федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты РФ».

Также в Совете обратили внимание, что, по задумке Минюста, после реформы КоАП в России должны появиться сразу два кодекса. Первый  собственно Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а второй — Процессуальный кодекс об административных правонарушениях (ПКоАП).

«Это разграничит процессуальное административное право и материальное право в области административных правонарушений, сделав КоАП актом, содержащим лишь нормы материального права», — пояснили в Совете. Но пока, по мнению экспертов, такие полномочия разделены плохо. В связи с чем «проекты нуждаются в доработке», отметили там.

За что будут штрафовать

Ранее парламентарии также рассказали, какие наказания могут впервые появиться в новом Кодексе об административных правонарушениях.

«Так, в проект нового КоАП заложили единые требования к дорожным камерам, фиксирующим нарушения правил дорожного движения, и к их программному обеспечению», — рассказала ранее «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. 20 лет назад, когда принимали старый КоАП, дорожных камер ещё не было, они появились только в 2008 году.

Также, по информации сенатора, в новом КоАП могут закрепить штрафы за опасную езду. Речь идёт о резких перестроениях, несоблюдении дистанции, скоростных обгонах, при условии, что это — не разовое нарушение, а стиль управления автомобилем. По словам Рукавишниковой, такие правонарушения, согласно проекту нового КоАП РФ, наказываются штрафом в размере трёх тысяч рублей.

В числе резонансных новаций, которые планируют включить в КОАП, — и штрафы за шум в ночное время от одной до двух тысяч рублей. При этом, как рассказала Рукавишникова, во многих регионах просят предусмотреть в федеральном кодексе и санкции за неприемлемый дневной шум. В 12 субъектах их уже ввели — штрафы составляют от 500 до 1000 рублей, а где-то достигают и 5 тысяч рублей.

Свои предложения в новый КоАП внесли и депутаты Мособлдумы. Они предложили ввести штрафы до полутора тысяч рублей за нарушение правил обращения с домашними животными. Такой документ направлен в Госдуму 9 декабря, сообщили на сайте регионального парламента. Сам Закон «Об ответственном обращении с животными» приняли в 2018 году. Но наказания за нарушение его требований на федеральном уровне пока не введены.

Кроме того, в новом КоАП впервые появятся штрафы за отказ уничтожать опасные сорняки, а также за фальсификат потребительских товаров, а также другие.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 14585