Продавцам литературы собираются дать льготы по аренде помещений
Преференции могут получить и организаторы просветительских акций
Третий год Министерство культуры России продвигает законопроект, дающий скидки по аренде для книжных магазинов и газетных киосков, размещённых в учреждениях культуры. 18 октября кабмин внёс в Госдуму новый вариант документа, разработанного ведомством.
Никаких аукционов
В РСФСР в 1989 году насчитывалось 8455 книжных магазинов, а в России 2017 года — 2200. Это примерно в восемь раз меньше, чем в СССР, и вдвое меньше, чем в Российской империи в конце XIX века. Если в Европе один книжный приходится на 20 тысяч жителей, то у нас — на 60 тысяч.
Впервые о льготной арендной ставке для книжных магазинов в музеях, театрах, дворцах культуры, библиотеках заговорили в 2016 году. За последние 11 лет рост цен на издания достиг почти 40 процентов. Расходы на съёмные торговые площади составляют около трети общих затрат предприятий. Неудивительно, что желающих нести печатное слово в массы становится всё меньше.
Законопроект, внесённый в Госдуму 18 октября, предлагает наделить учреждения культуры правом предоставлять преференции по аренде исключительно для розничной торговли книгами, газетами и журналами, а также для проведения литературно-просветительских акций, нацеленных на популяризацию чтения. Причём требования к ассортименту и направлениям мероприятий установит отдельным приказом Минкультуры, на чём ведомство настаивало ещё год назад.
Тогда замминистра культуры Алла Манилова предложила прописать норму, по которой торговля книгами будет тесно связана с деятельностью учреждения. Это гарантирует, что в музее не появятся бульварные романы.
Предоставить именно право, а не обязанность учреждений культуры, на льготную сдачу площадей — поправка депутатов Госдумы к прошлогодней версии документа. «Если мы обяжем учреждения культуры их выделить, то им придётся выгнать настоящих арендаторов и лишить себя доходов», — заметила глава думского Комитета палаты по культуре Елена Ямпольская на его заседании в ноябре 2018 года, где обсуждался законопроект.
В его нынешней редакции сказано, что Правительство должно разработать типовой договор, по которому не будет возможности передать сторонним предприятиям свои права, сдать помещение в субаренду или продавать в нём товары, не предусмотренные соглашением.
За последние 11 лет рост цен на издания достиг почти 40 процентов.
Размер скидки установят федеральные, региональные или муниципальные власти, в чьём ведении находятся учреждения-арендодатели. Новая версия законопроекта не предполагает проведение аукционов на право заключения договора. Такое предложение Федеральной антимонопольной службы, высказанное год назад, не нашло понимания ни в парламенте, ни в Министерстве культуры, где сочли его выгодным лишь для крупных сетевых компаний.
Слухи о смерти «бумаги» немного преувеличены
Скептики говорят, что государство сильно запоздало с такой поддержкой популяризации чтения. Вся информация давно в Интернете. «Многие печатные издания давно выходят в цифровом виде. За этим будущее», — уверен зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов (ЛДПР).
Между тем далеко не все, особенно представители старшего поколения, ищут информацию в Сети. Им гораздо привычнее узнавать новости из газет и журналов
Книги — вообще особая статья. Ни одно художественное издание, детский виммельбух или интерактивная книжка с секретными кармашками-сюрпризами не могут быть адекватно оцифрованы хотя бы в силу принципиального иного эстетического восприятия. Именно поэтому многие издательства, успешно развивающие собственную электронную книготорговлю, выпускают в цифровом формате далеко не все произведения.
«Поддержка «живой» книги нужна, чтобы точки её продажи не исчезали в связи с тотальным распространением Интернета, — полагает член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгений Ревенко. — Чтобы поколение, которое идёт вслед за нами, черпало информацию не только из Сети, когда мы не знаем, кто с той стороны экрана вбрасывает её, правдива ли она, достоверна ли. Всё-таки лучший друг — это Книга, в истинном значении этого слова. Книга, которую мы можем держать в руках, выпущенная официальными издательствами, приобретённая в хорошем магазине. Книжные сейчас превращаются не просто в места покупок. Это очаги культуры, точки социальной активности людей, общения. Конечно же, их нужно поддерживать как традиционную форму донесения не просто информации, а знаний».
Ещё материалы: Евгений Ревенко