Все о пенсиях в России

12:47Депутат Нилов рассказал, кому повысят пенсии в 2025 году

два дня назадМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

02.11.2024Подача заявлений на перевод пенсионных накоплений может стать проще

Продавцам хотят запретить навязывать свои условия покупателям

Это коснется не только предоставления персональных данных, но и вольного обращения с договорами

Тема: Пленарное заседание Госдумы 19 апреля 2022 года

19.04.2022 18:36

Автор: Мария Соколова

Продавцам хотят запретить навязывать свои условия покупателям
  © Сергей Мамонтов/РИА Новости

В торговле и в сфере услуг часто просят потребителей сообщить полное имя, номер телефона, домашний адрес, электронную почту и даже данные банковской карты. Если человек не хочет раскрывать эту информацию, ему отказывают в покупке или в услуге. Правительство предлагает с 1 сентября 2022 года запретить такой шантаж так же, как и навязывание дополнительных услуг или изменение условий договора купли-продажи не в пользу клиента. Соответствующий законопроект Госдума приняла во втором чтении 19 апреля.

Клиент всегда прав

Глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев отметил, что новые нормы направлены на предупреждение недобросовестного поведения продавцов.

«Документ предлагает ввести перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей», — сказал депутат.

В последнее время происходит все больше случаев, когда торговля навязывает гражданам условия, нарушающие их права, отметила при рассмотрении документа в первом чтении глава Роспотребнадзора Анна Попова. В 2010 году было 6,5 тысячи таких нарушений, в 2016-м — 8 тысяч, а в 2020-м — более 10 тысяч.

Чтобы магазины больше уважали покупателей, в статье 16 Закона «О защите прав потребителей» предложили закрепить перечень недопустимых условий соглашений о купле-продаже. Речь идет об установлении штрафных санкций для клиента за отказ от исполнения договора, оказании дополнительных услуг за плату без согласия потребителя, ограничении права выбора способа и формы оплаты. Продавец не вправе будет поставить ультиматум, что оплатить товар можно только наличными. А при покупке, например, мобильного телефона клиента не заставят приобретать наушники или защитное стекло, если ему это не нужно.

Личную информацию можно не раскрывать

После вступления закона в силу продавцы не смогут отказать людям в покупке, если они не хотят сообщать личные данные. Как ранее сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин, нормы о пресечении принудительного сбора персональной информации дополнительно защитят права потребителей.

 «Сейчас при совершении покупок или оплате услуг у людей под разными предлогами собирают номера телефонов, адреса электронной почты и другие личные сведения. Даже в тех случаях, когда предоставление такой информации не является обязательным», — отметил Володин. Затем полученные данные используют в лучшем случае для рассылки спама и навязчивой телефонной рекламы, а в худшем — для мошенничества.  

Магазины будут вправе собирать эту информацию, только если это необходимо для оформления покупки и имеет законные основания. При этом они должны сообщить клиенту устно или письменно, почему нельзя заключить сделку без таких сведений.  

К законопроекту поступило пять уточняющих поправок. В частности, уточнили дату вступления закона в силу — с 1 сентября 2022 года.

Читайте также:

• Купить или продать автомобиль можно, не вставая с дивана

Штраф и возмещение убытков

За отказ обслуживать покупателя из-за того, что он не захотел рассекретить персональные данные, продавца предлагают штрафовать. Такие поправки в КоАП, разработанные кабмином, готовят к рассмотрению во втором чтении. Штраф для должностных лиц может составить от 5 до 10 тысяч рублей, для организаций — от 30 до 50 тысяч рублей.

«Нормы принимаемого закона будут распространяться на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров», —  уточнил в своем Telegram-канале Владимир Гутенев. Также он сообщил, что если потребитель потребует возместить убытки, то продавец возместит их в 10-дневный срок со дня предоставления претензии.       

Пожаловаться на продавцов можно в одно из подразделений Роспотребнадзора и общественные организации по защите прав потребителей. Их адреса и телефоны, и образцы обращений можно найти на портале, разработанном пять лет назад. Также люди могут обратиться за помощью на круглосуточную горячую линию Роспотребнадзора по телефону 8-800-555-49-43.