Проблемному подростку поможет кризисный психолог
В регионах появятся центры, где каждому обратившемуся ребёнку окажут скорую психологическую помощь
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
Только усилением охраны проблему безопасности в школах не решить, считают в Совете Федерации. Социальная сфера сегодня не готова к главным вызовам — кибербуллингу в соцсетях и деструктивным сообществам. Последствием интернет-травли или жёсткой дедовщины может стать суицид или, наоборот, агрессивное поведение подростков.
Почему школьники берут в руки оружие
В январе этого года, после нападения подростка на своих одноклассников в Пермском крае, было решено выделить из бюджета дополнительные средства на безопасность детей. Но даже сто миллиардов рублей, потраченные на видеокамеры и лицензированные ЧОП, утверждают криминалисты и психологи, не спасут российские школы от поножовщины и других проявлений подростковой агрессии. Вопрос безопасности в школах следует решать комплексно, при этом основное внимание уделять профилактической работе с детьми, считают члены рабочей группы по обсуждению механизмов комплексного реагирования на проявления агрессивного поведения учащихся.
О том, как школа «теряет» учеников, рассказали члены рабочей группы при Совете Федерации. Сначала большинство подростков, которые потом берут в руки ружьё, испытывают трудности в учёбе, неуспешность перерастает в поведенческую проблему. Постепенно ребёнок уходит из поля зрения педагогов — занятия прогуливает, становится изгоем среди ровесников. Свято место пусто не бывает, и выпавший из социума школьник находит себе новых «друзей» в соцсетях или на улице. На этом этапе вытащить ребёнка, по мнению экспертов, уже гораздо сложнее, так как у него появляются определённые ценности и мотивы, «выскочить» из которых он уже без посторонней помощи не может. По данным «Лаборатории Касперского», почти половина российских подростков становятся жертвами интернет-травли (кибербуллинга). 44 процента несовершеннолетних пользователей хотя бы раз получали агрессивные сообщения.
Кроме кибербуллинга на крайние меры подростков толкают и деструктивные сообщества, например АУЕ — арестантское уркаганское единство. По данным ФСБ РФ, это сообщество набирает популярность в 37 российских регионах. Только в Москве приверженцев АУЕ около 30 тысяч, сообщил первый заместитель начальника управления ФСБ РФ Сергей Егоров. В этом сообществе царит жёсткая дедовщина, которая не позволяет младшим ослушаться старших. Сотрудники ФСБ уже разработали и направили в российские школы пороговые признаки поведения, которые отличают «уркаганов».
Как нужно изменить законодательство
Новые вызовы предъявляют новые требования к психологам и классным руководителям. Именно они должны первыми забить тревогу, если поведение подопечных им покажется опасным. Сегодня в каждой школе должен работать штатный психолог. Однако при нормативе «один специалист на учреждение» он физически не успевает не то что протестировать каждого из пятисот или даже тысячи учеников, но даже с ними познакомиться.
Кроме того, большинство школьных психологов не имеют навыков работы в кризисной ситуации. «Мы должны в каждом субъекте открыть психологические центры, точки входа, куда могут обратиться как сами подростки, так и их родители с любой проблемой», — сформулировала главную задачу рабочей группы её руководитель, первый заместитель председателя Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. По мнению сенатора, такие центры следует открывать при образовательных учреждениях. В каждом из них должна быть мобильная служба для экстренного выезда в отдалённые регионы.
Ещё одна проблема, которую предстоит решить рабочей группе, — это изменение законодательства. Сегодня запрещено проводить психологическое тестирование детей без согласия родителей. «Это значит, что огромная масса детей выпадает из системы профилактики», — отметила Гумерова. Если даже родители приводят детей на тестирования, они, как правило, не доводят результаты до школьных учителей, предпочитая замалчивать проблему. Как показывают результаты исследований Минздрава и Минобрнауки, в некоторых регионах до 30 процентов школьников имеют те или иные поведенческие или психологические отклонения. В обоих ведомствах поддерживают идею сенаторов внести изменения в законодательство, согласно которым можно будет проводить тестирование и коррекцию психологического состояния подростков без согласия родителей.
В ФСБ считают, что ещё одной превентивной мерой может стать ужесточение наказания за агрессивное поведение как в школе, так и в соцсетях. «Чтобы школьник знал, что за нападение на одноклассников или попытку суицида его возьмут на профилактический учёт и, возможно, передадут психиатрам», — высказал пожелание представитель ведомства Сергей Егоров. Только многоуровневая система защиты и создание превентивной среды в киберпространстве приведут к уменьшению всплесков детской агрессии.
Уже осенью в Совете Федерации состоится «круглый стол», где будут представлены проекты будущих федеральных законов.