Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Приоритет общенациональных интересов — основа развития системы образования

14.06.2023 00:00

Ключ к успеху в преодолении стоящих перед нашей страной беспрецедентных исторических вызовов — в создании условий для наиболее полной реализации интеллектуального и духовного потенциала человека во благо Отечества. Решающее значение здесь имеет качество системы образования, которая должна формировать зрелую и ответственную личность, приобщать к богатству нашего цивилизационного наследия и вдохновлять идеей обустройства и благополучия России, прививать чувство патриотического достоинства. Не случайно обсуждение будущего нашего образования вызывает столь серьезный резонанс — сами параметры системы образования естественным образом воспринимаются в обществе как важнейшая предпосылка и одновременно наиболее значимый реальный показатель нашего суверенитета.

Как недавно подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин, «считаю грубым и недопустимым, когда другие страны бесцеремонно навязывают чужие шаблоны в сфере образования и воспитания». Насаждение чуждых идеалов и ценностей, проведение реформ в сфере образования без учета исторических традиций и опыта предшествующих поколений разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности. Понимание серьезности этой угрозы, которая отражена в Стратегии национальной безопасности России 2021 года, требует принятия мер, направленных на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей в сфере образования, на что прямо ориентирует Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809.

Исключительно важно сегодня, особенно имея в виду перспективы реорганизации нашей высшей школы, четко законодательно определить ценностные основы системы образования, которая должна развиваться и функционировать исходя из безусловного примата интересов Российского государства и общества.

В этой связи мною и всеми членами Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию совместно с председателем Комитета Государственной Думы по просвещению О.М. Казаковой, председателем Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой подготовлен проект закона о дополнительных мерах по сохранению ценностей российской системы образования.

В соответствии с законопроектом предлагается наполнить ряд основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования новым содержанием, чтобы наша система образования, ее философия и организация, сама образовательная практика были на высоте времени. Речь идет не о каких-либо морально-политических декларациях, а о легальном закреплении важнейших идей и установок, которые определят вектор, характер развития системы образования и будут подлежать обязательной реализации, в том числе при укреплении статуса педагога, обновлении образовательных программ, подготовке учебных материалов, совершенствовании системы воспитательной работы, трансформации уровневой структуры образования.

Напомню, правовые принципы, действующие в той или иной отрасли, отражают ее объективные тенденции и закономерности и одновременно организуют регулирование соответствующих отношений, формируют такое регулирование как единую, целостную, целенаправленную систему. Изменения, вносимые в содержание одного принципа, затрагивают и все другие, которые должны толковаться и применяться уже с учетом этих изменений. Поэтому проектируемое развитие отдельных образовательных принципов потребует масштабной, многоуровневой работы, направленной на последовательное развертывание их глубинного смысла во всей сфере образовательных отношений. Предстоит переосмыслить законодательство об образовании с позиции данных нововведений, конкретизировать содержание обновленных принципов на уровне подзаконного регулирования и локальных нормативных актов образовательных организаций в целях обеспечения правовой определенности вытекающих из них требований применительно к различным аспектам образовательных отношений. Иными словами, установление обновленных принципов — только первоначальный этап в предстоящем масштабном процессе фундаментального и стратегического укрепления ценностных начал российской системы образования, который потребует диалога и совместных усилий государства, общества, академических и экспертных структур. И качество практической реализации этих новелл, безусловно, будет составлять важный элемент парламентского контроля.

Итак, законопроект включает следующие изменения.

Во-первых, предлагается переосмыслить (уточнить) принцип гуманистического характера образования. Реалии современного мира таковы, что великая гуманистическая идея подвергается серьезным испытаниям, целенаправленно извращается, используется для навязывания беспощадной толерантности и противоестественных деструктивных социальных установок. Между тем идея гуманизма неотделима от традиционных духовно-нравственных ценностей и не может быть им противопоставлена, не может быть оторвана от конкретной исторической и социально-культурной среды.

Как констатировал Конституционный суд России в одном из решений, конституционные положения о свободе, самореализации, самовыражении «основаны на традиционных представлениях о гуманизме в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик, в частности на сформировавшихся в качестве общепризнанных в российском обществе (и разделяемых всеми традиционными религиозными конфессиями) представлениях о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации, и об их особой ценности» (Постановление от 23 сентября 2014 года № 24-П). Исходя из этого, гуманистический характер образования должен получать воплощение на практике в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.

Во-вторых, предлагается предусмотреть принципиальное требование научной обоснованности развития системы образования Российской Федерации. Это означает необходимость обеспечения соответствия системы образования уровню развития науки и техники, обязательность тщательного экспертного анализа предпосылок, прогнозируемых последствий, рисков принимаемых в сфере образования решений, последовательный учет как исторического наследия российского образования, педагогики, так и перспективных задач развития государства и общества. Исходя из этого, интеграция российской системы образования с системами образования других государств не может считаться самоцелью или приоритетом. Международное взаимодействие возможно и необходимо, но только в логике безусловной приверженности общенациональным интересам, на равноправной и взаимовыгодной основе.

Предлагаемые изменения имеют существенное значение для последовательного преодоления возобладавшего на определенном этапе рыночно-сервисного подхода к образованию. Мы приняли принципиальное решение, отказавшись от отождествления образования с понятием услуги. И хотя интеграция профессионального образования и промышленности является крайне важной для обеспечения его жизненности, практической востребованности, образование не может превращаться в услугу ни по отношению к обучающимся, ни по отношению к работодателю, индустриальному сектору.

Образование является общественным благом и цивилизационным достоянием, должно служить народу и воплощать тот образ выпускника, который не только учитывает конкретно отраслевые потребности, но и в наибольшей степени соответствует общенациональным интересам. Образование — важнейший способ обретения национальной идентичности и в этом смысле определяющий элемент социально-культурной основы российской государственности. Поэтому мы должны четко понимать и не стесняться говорить об этом прямо: образование как общественное благо является приоритетом государственной политики, призвано формировать патриотическое, национально ориентированное мировоззрение.

Соответственно, внесение предлагаемых изменений в общем и целом направлено на то, чтобы наша система образования жила не чужеродными заимствованиями или инерционными шаблонами, а развивалась через развитие исторических традиций, которые служат источником творческой силы системы образования в интересах прогрессивного будущего.