При строительстве автомагистралей предлагают одновременно возводить объекты дорожного сервиса
Над соответствующим законом работают в Минтрансе
Фото: Тимур Ханов / ПГ
Минтранс до конца 2021 года должен разработать и внести в Правительство законопроект о размещении объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог. Необходимость подготовки документа связана с тем, что сейчас при строительстве магистралей часто «забывают» построить инфраструктуру для водителей и путешественников — кафе, туалеты, отели, заправки. Такие проблемы есть, например, на трассе «Таврида» в Крыму.
Дорога есть, а заправиться негде
22 января Правительство включило «Тавриду» в перечень автомобильных дорог федерального значения. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин, сообщается на сайте кабмина. Трасса открыта 27 августа 2020 года и должна стать основой развития новой транспортной системы Крыма. Автомобилистам сама дорога нравится, но они жалуются, что по пути негде не только перекусить и отдохнуть, но даже заправить машину.
Дело в том, что часть магистрали построена в чистом поле, а не там, где проходит старая дорога. 130-километровый участок от села Батального, в 20 км от Феодосии, до Белогорска решили обойти севернее старой трассы, так как вдоль трассы расположено большое количество населённых пунктов. «Новая дорога сама по себе прекрасная, но, проехав по ней, я не увидел ни одного знака, ни одной заправки», — сказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Чтобы заправить машину, депутату пришлось съезжать с магистрали в ближайший город.
По его словам, подобные проблемы встречаются на многих магистралях. «К сожалению, есть маршруты, где в течение сотен километров водитель не может ни в туалет сходить, ни выпить чашку кофе, ни заправиться, — отметил он. — Ситуацию в перспективе надо исправлять».
Что должно быть в законе?
Согласно плану законопроектной работы Правительства, Минтранс должен к декабрю разработать изменения в Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», направленный на совершенствование норм о размещении объектов сервиса вдоль магистралей. Если кабмин одобрит документ, его внесут в Госдуму в марте 2022 года.
Что будет в этом нормативном акте? Вячеслав Лысаков предполагает, что документ обяжет при строительстве новых трасс размещать на определённом расстоянии друг от друга станции техобслуживания, заправки, кафе, места для стоянки и отдыха, торговые точки, где продают самые необходимые товары. Если прописать требования по созданию придорожной инфраструктуры в федеральном законе, то дорожникам придётся их выполнять, считает парламентарий.
По словам члена Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александра Васильева, бизнесу не хватает заинтересованности в строительстве кафе и заправок на магистралях. «Сами дорожники не будут заправлять машины, кормить водителей и заниматься шиномонтажом. Для этого есть частный бизнес, который должен подключиться к отрасли, — считает депутат. — Но дорожники могут взять на себя обязательства по организации взаимодействия с бизнесом. Каждый раз, когда проектируют глобальную трассу, следует планировать строительство инфраструктуры. Водителям нужно обеспечить безопасность и комфорт, а этого сейчас нет на новых дорогах».
В России планируют развивать автотуризм
В Госдуму 21 декабря внесён закон об автотуризме, авторы которого хотят установить единые правила строительства придорожных мотелей, кемпингов и кафе. Выступая 20 ноября на I Международном форуме по автотуризму в Суздале, соавтор инициативы, глава думского Комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи Борис Пайкин (ЛДПР) сообщил, что в законодательство предлагают ввести новые понятия — «автомобильный туризм», «караванинг» (путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах). Пайкин уверен, что у такого вида путешествий есть большой потенциал — при поддержке государства караванинг будет быстро развиваться.
По данным Росстата, по нашей стране на автомобиле ежегодно путешествует более 20 миллионов человек, но большинство из них не выезжает дальше 400 километров от дома. По словам Пайкина, это обусловлено проблемами, связанными с недостаточной инфраструктурой. «Площадки для остановок вдоль большинства автомобильных трасс являются редкостью, а оказываемые услуги не отвечают потребностям возросшего интереса наших граждан к данному виду путешествий», — сказал депутат.
По мнению Пайкина, следует предоставить льготы инвесторам, которые хотят заняться придорожным сервисом, и использовать механизм государственно-частного партнёрства. На форуме по автотуризму он предложил создать перечень пилотных автомаршрутов на перспективных туристских направлениях и оценить состояние придорожной инфраструктуры.