Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Праздник любви или банальная коммерция

Почему отношение к Дню святого Валентина в России остается неоднозначным, «Парламентской газете» рассказали эксперты

14.02.2024 00:00

Автор: Анна Шушкина

Праздник любви или банальная коммерция
  © freepik.com

Традиция отмечать День всех влюбленных пришла в Россию из Европы и США в конце 90-х годов прошлого века и быстро стала очень популярной. Но за последние годы интерес к празднику заметно упал, что подтвердил опрос ВЦИОМ, проведенный в 2023 году. Если в 2000-х годах День святого Валентина отмечали около половины жителей страны, то сегодня — лишь 26 процентов. В основном это молодые люди, которые продолжают дарить в этот день друг другу открытки в виде сердечек с признаниями в любви, конфеты, игрушки и прочие романтические презенты. Заменит ли со временем полностью эту традицию отечественный праздник — День семьи, любви и верности и почему людям нравится именно День влюбленных, разбиралась «Парламентская газета».

Чужая мишура?

В России следует отказаться от празднования Дня святого Валентина, считает патриарх Кирилл. По его мнению, День влюбленных пропагандирует отношения, не имеющие ничего общего с настоящей любовью: «Популярность этого праздника связана с распространением идеи свободной любви — свободной от всякой ответственности за близкого человека, за жизнь будущих детей, которые приверженцам своим свободным отношениям оказываются ненужными», — говорил предстоятель РПЦ на пленарном заседании Рождественских чтений 24 января, его слова привел «Интерфакс».

С ним согласен зампред Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Виталий Милонов. Праздник подлинного смысла любви — это День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых Петра и Февронии, который отмечают 8 июля, сказал депутат «Парламентской газете». «Любовь без семьи, без верности, без ценностей — это не любовь. Это некие мимолетные чувства, сиюминутная интрижка, флер», — добавил парламентарий. Поэтому 14 февраля, на его взгляд, можно смело назвать просто праздником «коммерческих трат и распродаж» и днем, когда коммерсанты зарабатывают деньги на наивных людях. Не надо разменивать наши традиционные семейные ценности на какую-то чуждую мишуру, сказал Милонов: «Это все равно что менять остров на стеклянные бусы». Все государственные, публичные учреждения, на его взгляд, должны уходить от празднования Валентинова дня. Надо рассказывать людям, что это торжество им просто навязали коммерсанты и что их используют, полагает законодатель. Тем более что от сакральной для католической церкви даты праздник «уже ушел просто недостижимо далеко», заключил он.

Почему бы не раскрутить ромашку

Секрет успеха Дня святого Валентина в том, что это абсолютно коммерческий праздник, сделанный маркетологами, сказал «Парламентской газете» заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью МГУ, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев. И сегодня с уходом иностранных компаний наши отечественные бренды с удовольствием используют этот повод, чтобы продвигать свои товары, добавил он: «Так что пока День всех влюбленных жив и никаких признаков его страданий или болезни нет». Однако если спросить у людей, кто такой святой Валентин, большинство не сможет ответить, уверен он.

Между тем основная версия происхождения праздника гласит, что в III веке в Римской империи жил христианский священник Валентин, который, несмотря на запрет императора Клавдия II, венчал мужчин с их возлюбленными, что освобождало их от службы в армии. Узнав об этом, император приказал бросить священника в тюрьму. Он был казнен 14 февраля. Позднее Валентина провозгласили святым, покровителем всех влюбленных. В Европе стали широко отмечать Валентинов день в XIII веке, а в США — в конце XVIII.

«Уже в XX веке маркетологи раскрутили этот праздник и довели до состояния какого-то всемирного дурмана», — рассказал Евстафьев. К этому дню, по его словам, во многих странах мира приурочены всевозможные акции и распродажи, на него работает целая индустрия развлечений.

Символу нашего Дня семьи, любви и верности — ромашке — раскрутка тоже бы не помешала, уверен Евстафьев. «Но на беду наши маркетологи не обращают внимания на этот праздник и не понимают, что в июле тоже можно устроить гигантские распродажи всего того, что люди не купили к летнему сезону заранее», — предложил он.

Причем запрещать День святого Валентина не нужно, он только идет на пользу нашей промышленности, полагает эксперт. «С точки зрения профессионального маркетинга это хороший повод, чтобы взбодрить покупателя. Но не надо забывать и про наш праздник», — добавил он.

Реакция Запада на интервью Путина Карлсону

Повод признаться в любви

Любая возможность сказать друг другу теплые слова, признаться в любви это всегда очень здорово, сказала «Парламентской газете» директор Московской школы практической психологии Гули Базарова. «Люди не всегда могут это делать без повода. А День святого Валентина — это как раз повод сказать, что ты любишь», — сказала она.

Конечно, ситуация в мире изменилась, и более популярными в нашей стране становятся именно российские праздники. А Валентинов день был на подъеме в 90-х годах прошлого века и начале 2000-х, напомнила она. «И многие, кто отмечал его в пору своей молодости, конечно, продолжают это делать сейчас. Я как раз отношусь к тому поколению, и помню, что для меня этот праздник был действительно очень романтичным и приносящим искреннюю радость», — сказала Базарова. Но новые поколения, для которых этот праздник уже так интенсивно не афишируется и не рекламируется, возможно, про него скоро вообще забудут, добавила она. «Это поколенческая история. Если ее не поддерживать, она сама собой сойдет на нет, это естественный процесс», — сказала психолог.

Читайте также:

• Кто может вступить в брак, не дожидаясь совершеннолетия • Куда подевались малыши из детских садов • Кому положено единое пособие на детей и как его получить