Правительство предлагает внедрить институт «народных инспекторов»
Кабмин внёс в Госдуму несколько законопроектов, направленных на повышение безопасности на дорогах и ответственности автовладельцев
Фото: ПГ/Игорь Самохвалов
Правительство России подготовило поправки в действующее законодательство, предусматривающие создание в стране института «народного инспектора». Кроме того, согласно законопроектам, которые кабмин внёс в Государственную Думу, предлагается изменить правила размещения камер фотовидеофиксации на дорогах и увеличить штрафы для владельцев крупногабаритных авто за причинение дорогам вреда.
Как будет работать гражданский контроль
«Народные инспекторы» станут законодательно закреплённым институтом, если соответствующий законопроект будет принят. Это означает, что снятые гражданами фото и видео о нарушениях Правил дорожного движения станут основанием для выставления штрафа, минуя стадии опроса нарушителя и составления протокола сотрудниками ГИБДД.
Сейчас тоже можно снять видео или фото нарушения и приложить к заявлению или отправить через приложение для смартфона. Но отправка файлов ещё не означает, что нарушителю обязательно будет выписан штраф. Это является только поводом к возбуждению дела. Дальше сотрудники ГИБДД проводят проверку, в том числе устанавливают личность предполагаемого нарушителя и вызывают его для опроса, опрашивают лицо, направившее жалобу, и свидетелей, после чего составляют протокол о правонарушении.
«МВД завалено этими заявлениями, их обработка занимает слишком много времени», — рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
Правительство предлагает пропустить все эти этапы и перейти к практически полностью автоматизированной выписке штрафа.
«Штраф будет высылаться автоматически после элементарной проверки присланного видео, чтобы было видно номера, состав нарушения», — пояснил депутат.
Но чтобы заработала система «гражданин отправил видео/фото — нарушителю пришёл штраф», нужно действительно защищённое от фальсификации приложение. На данный момент нет такого средства, которое отвечало бы этим требованиям. Получается, закон не заработает, пока его не создадут.
Вряд ли это даст результат, люди не будут этим заниматься повсеместно, а вопросов это вызовет гораздо больше. Фиксацией таких нарушений должны заниматься профессионально подготовленные люди или профессиональные автоматические средствами фотовидеофиксации.
Такое приложение сейчас разрабатывают МВД и Минсвязи, рассказал Лысаков. Воспользоваться им можно будет только через портал госуслуг с помощью своей электронной подписи. К тому же, обратил внимание парламентарий, необходимо добавить функцию загрузки материалов с видеорегистраторов: «Не станет же человек стоять и ждать, когда будет совершено правонарушение».При этом нововведение не приведёт к повышению количества неверно наложенных штрафов, считает депутат, так как приложение благодаря своей защищённости будет приравнено к автоматическим камерам, которые стоят вдоль дорог, и можно будет обжаловать штраф в том же порядке, что и сейчас.
«Зато это повысит неотвратимость наказаний для нарушителей», — заключил депутат.
Институт «народного инспектора» действенен только для парковок, считает эксперт
«Такая система не будет работать», — уверен руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он сказал «Парламентской газете», что она имеет смысл только для контроля за соблюдением правил парковки: «Почему люди занимаются правилами парковки? Потому что они решают местечковые проблемы своих дворов, следят за тем, чтобы соседи им не мешали. Ну, или чтобы прославиться на «Ютубе»».
И эти меры уже дали свои результаты с помощью существующих приложений, например, «Помощник Москвы», «Помощник инспектора» в Казани, рассказал Канаев: «Людям стали выписывать штрафы, и они стали парковаться аккуратнее».
Но расширять такой гражданский контроль остальных нарушений — выезда на «встречку», обочину- — нельзя, уверен эксперт: «Вряд ли это даст результат, люди не будут этим заниматься повсеместно, а вопросов это вызовет гораздо больше. Фиксацией таких нарушений должны заниматься профессионально подготовленные люди или профессиональные автоматические средствами фотовидеофиксации».
Неотвратимость наказания, по его мнению, это тоже не повысит: «В любом случае всё проходит через сотрудников ГИБДД, и они смогут, допустим, вычеркнуть нарушение, совершённое автомобилем с мигалкой».
Правительство взялось за автодороги
Кабмин внёс в Госдуму и другие законопроекты, направленные на повышение ответственности автовладельцев. Один из них вводит понятие «аудит безопасности дорожного движения». Под ним понимается «независимый детальный систематический анализ и оценка характеристик безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации дорог». Его порядок будет устанавливать Федеральное дорожное агентство по согласованию с МВД России.
Также законопроектом предлагается расширить полномочия владельцев автодорог и государственной компании «Российские автомобильные дороги» — дать им возможность устанавливать камеры фотовидеофиксации, передавать информацию с них об административных правонарушениях надзорным органам, а также финансировать эту деятельность. Сейчас средства фотовидеофиксации на дорогах имеет право устанавливать только Госавтоинспекция МВД России.
«Законопроект направлен на повышение ответственности водителей и собственников транспортных средств за соблюдение правил дорожного движения», — говорится в пояснениях к документу.
Другая инициатива Правительства предлагает увеличить штраф за причинение вреда автодорогам крупногабаритным транспортом с разрешённой максимальной массой свыше 12 тонн с 5 до 20 тысяч рублей, а срок давности для привлечения к административной ответственности увеличить до шести месяцев.
Ещё материалы: Вячеслав Лысаков