Правительство попросили ввести единую систему оплаты труда педагогов
Постановление с рекомендациями кабмину Совет Федерации принял на пленарном заседании 14 марта
Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 14 марта 2025 года

Зал пленарных заседаний Совфеда 14 марта напоминал большую учительскую: то, о чем постоянно говорят педагоги, стало темой обсуждения сенаторов. Единая система оплаты труда учителей, повышение статуса педагога, снижение бюрократической нагрузки, повышение качества среднего образования, чтобы дети могли осваивать программу без помощи репетиторов, — все это вошло в постановление с рекомендациями кабмину, которое в итоге принял Совет Федерации. Также сенаторы предложили провести научное исследование, чтобы выяснить, почему учителя уходят из профессии, увеличить финансирование военных учебных центров при вузах и обеспечить бесплатным горячим питанием студентов — детей участников спецоперации.
В центре внимания — учитель
Правительство разрабатывает проект стратегии развития образования, которая должна обеспечить стране технологическое лидерство, устойчивый рост экономики с учетом стремительного развития технологий, в том числе искусственного интеллекта, цифровизации и ухудшения демографической ситуации. Документ рассчитан до 2036 года с перспективой до 2040-го. При его разработке собрали около 340 тысяч мнений экспертов и граждан, в том числе через портал госуслуг.
Об основных направлениях стратегии вице-премьер Дмитрий Чернышенко рассказывал на «правительственном часе» в Совете Федерации 26 февраля, по результатам которого парламентарии приняли постановление.
В нем отдельный блок посвящен педагогическим кадрам. В частности, сенаторы рекомендовали кабмину установить единую систему оплаты труда педагогов, в том числе работающих в детских садах и системе дополнительного образования. А также принять комплекс мер, направленных на повышение статуса учителя, создание благоприятных условий для их деятельности, снижение бюрократической нагрузки. Для сокращения дефицита педагогов рекомендовано провести научное исследование о причинах их ухода из профессии.
Кроме того, следует повышать качество среднего образования, чтобы оно позволяло ученикам успешно осваивать материал без обращения к услугам репетиторов, а также ориентировало на ранний выбор профессии. Образование должно идти рука об руку с воспитанием. Сенаторы предложили разработать и внедрить единые подходы к вопросам воспитания независимо от типа образовательной организации.
Горячее питание и учет всех достижений
Сенаторы считают необходимым модернизировать инфраструктуру колледжей и техникумов, распространить федеральный проект «Профессионалитет» на всю территорию страны, включая новые регионы, предусмотрев на это финансирование из бюджета. А материально-техническую базу вузов рекомендовано развивать, активно используя механизм государственно-частного партнерства.
Особое внимание следует уделить подготовке профессорско-преподавательского состава вузов, кадров для геологической отрасли, а также кадетскому образованию.
Среди других рекомендаций — предоставить льготное горячее питание студентам — детям участников спецоперации, как это делают регионы для учащихся колледжей, а при поступлении в вузы наряду с результатами ЕГЭ учитывать достижения в учебной и внеучебной деятельности, начиная с начальной школы.
Регионам же надо разработать варианты поддержки талантливой молодежи, чтобы она не уезжала в столицы, и программы, призванные устранить дефицит кадров.
О выполнении этих предложений Правительство должно проинформировать Совет Федерации до 1 ноября 2025 года.