Все о пенсиях в России

05.11.2024Правила выплат на уход за пенсионерами изменятся в 2025 году

05.11.2024Депутат Нилов рассказал, кому повысят пенсии в 2025 году

03.11.2024Минфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

Правила сдачи экзаменов в колледжах предлагают изменить

Работодателям будет проще проверить подготовку будущих специалистов

13:59  Автор: Елена Балабаева

Законопроект: № 763059-8

Правила сдачи экзаменов в колледжах предлагают изменить
  © Авилов Александр/Агентство «Москва»

Сейчас выпускники колледжей и техникумов могут сдавать демонстрационный экзамен, чтобы получить диплом. Такая форма аттестации позволяет наглядно продемонстрировать полученные навыки. Например, будущие парикмахеры на экзамене делают стрижки, повара готовят несколько блюд — от простых до сложных, а автомеханики ищут неисправность в двигателе автомобиля. Демонстрационный экзамен предлагают сделать основной формой аттестации для выпускников колледжей. Такой законопроект, разработанный группой сенаторов, находится на рассмотрении Госдумы. Как нововведение поможет трудоустройству будущих сварщиков и кондитеров — в материале «Парламентской газеты».

Покажут, чему научили

Сенаторы Лилия Гумерова, Людмила Скаковская и Елена Писарева внесли в Госдуму законопроект, закрепляющий демонстрационный экзамен как основную форму государственной итоговой аттестации (ГИА) в колледжах и техникумах. Документ также предполагает установить единые подходы к оценке результатов выпускников. Для этого введут централизованное методическое и организационно-техническое обеспечение, а также разработают контрольно-измерительные материалы (КИМ) и обеспечат ими экзаменационные комиссии. 

Как отметили авторы законопроекта в пояснительной записке, работодатели получат гарантии непосредственного доступа к вопросам оценки качества подготовки обучающихся. А это «посодействует прозрачности и открытости отношений между системой среднего профессионального образования и рынком труда, потребностями различных отраслей экономики».

Порядок проведения ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования закреплен в приказе Минпросвещения от 08.11.2021 года. В том числе в нем прописаны требования к демонстрационным экзаменам. Пока такие экзамены не стали обязательными, но с каждым годом их сдают все больше выпускников. Это выгодно и самим студентам, и будущим работодателям. Первые наглядно демонстрируют свои умения, а вторые — предлагают трудоустройство.

Так, в 2022 году, по данным Минпросвещения, экзамен прошли более 320 тысячи студентов, а в 2024 году — уже более 383 тысяч. Профессии выпускников могут быть самими разными, от сварщиков и судостроителей-судоремонтников до специалистов по эксплуатации и ремонту сельхозтехники, поваров и кондитеров.

«Демонстрационный экзамен проводится в условиях и на оборудовании, максимально приближенных к конкретному производству. Это позволяет работодателям оценить прикладные навыки, возможности выпускников организаций СПО для последующего трудоустройства», — сказала глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, которую цитирует пресс-служба палаты.

Формат экзамена дает возможность студентам получить независимую экспертную оценку того, как они выполняют задания, отмечал министр просвещения Сергей Кравцов, чьи слова приводит официальный сайт ведомства.

Специалисты «под запрос»

С 2022 года в России действует федеральный проект «Профессионалитет». Он предусматривает создание образовательно-производственных кластеров на базе ссузов в связке с конкретными работодателями. Это позволяет готовить кадры «под запрос». Уже создано более 300 таких кластеров в 79 субъектах страны. Задействовано около 1600 предприятий и организаций из более чем 20 отраслей. Это сельское хозяйство, металлургия, туризм и сфера услуг, строительная, атомная, фармацевтическая отрасли, информационные технологии и так далее.  

Такая модель подготовки кадров оказалась успешной, отметили авторы законопроекта. Поэтому документ предлагает закрепить профессионалитет как форму обучения. Она позволит работодателям комплексно подойти к подготовке специалистов для своих предприятий.

Например, работодатель может принимать участие в управлении образовательной организацией, в разработке образовательных программ, практической подготовке или оценке качества выпуска для последующего трудоустройства.

Читайте также:

• Российской «оборонке» помогут привлечь больше специалистов высокой квалификации