Позаботиться о здоровье учеников станет проще
Законопроект о школьной медицине может быть принят до конца весенней сессии
Тема: Пленарное заседание Госдумы 6 апреля 2021 года
Фото: Пресс-служба Государственной Думы
В школы должна поступать информация о состоянии здоровья ребёнка, если по медицинским показаниям ему необходимы особые условия для учёбы, отдыха и занятий физкультурой. Соответствующий законопроект 6 апреля Госдума планирует рассмотреть в первом чтении. Почему родителям предлагают не скрывать от педагогов такие сведения, «Парламентской газете» рассказал один из авторов инициативы, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.
- Дмитрий Анатольевич, какие новшества предлагает законопроект?
- Основных положений три. Первое — родители должны предоставлять в школу информацию о заболеваниях или особенностях развития ребёнка, если в связи с этим ему требуются специальные условия обучения, питания и нагрузок. Второе — во всех образовательных организациях необходимо создать условия для охраны здоровья школьников. Третье — до уроков физкультуры учеников начнут допускать только при предъявлении медсправок.
Таким образом, с одной стороны, будет закреплена обязанность государства заботиться о самочувствии детей в школах. С другой — педагоги больше не столкнутся с ситуацией, когда у ребёнка случается, к примеру, приступ эпилепсии или бронхиальной астмы, а они к этому абсолютно не готовы и не знают, что делать в этой ситуации.
Подход, который мы предлагаем, позволит повысить общую ответственность за здоровье детей и выстроить более слаженную работу триумвирата «родители — учителя — врачи».
- Работа над законопроектом шла не один год. У документа были противники, далеко не сразу удалось получить на него положительный отзыв Правительства. Тем не менее вы не сдавались, и вот кабмин законопроект поддержал. Это стоило таких трудов?
- Безусловно. Проблема ведь в чем? Ребенок находится в школе почти весь день: он там учится, ест, занимается физкультурой и спортом… По сути, дома он проводит только вечер.
При этом за школьные годы у многих детей развиваются хронические заболевания, появляются проблемы со зрением, системой пищеварения, осанкой. Это говорит о том, что наша задача — обеспечить здоровьесберегающий учебный процесс непосредственно в школах.
Отдавая ребенка в образовательную организацию, где бы она ни находилась — в мегаполисе или сельской местности, в Москве или на Крайнем Севере, — родители должны быть уверены: там ему не только предоставят необходимые знания, но и позаботятся о его здоровье… И у этой позиции много сторонников — не случайно соавторами законопроекта стали более 100 депутатов и сенаторов.
- Не приведёт ли предложенная система к нарушению врачебной тайны?
- Нет, информация о здоровье ребёнка будет поступать в школу от родителей, а не из поликлиник. Такое взаимодействие необходимо: здоровье детям не могут привнести извне педагог или медик без участия семьи.
Взаимодействие необходимо: здоровье детям не могут привнести извне педагог или медик без участия семьи
Если у ребёнка определённые особенности, которые требуют, чтобы ему уделяли более пристальное внимание, родители не должны такую информацию скрывать, это не разумно, а иногда и опасно для жизни ученика. Разумеется, эта информация останется конфиденциальной, разглашать её никто не будет.- В предыдущих версиях законопроекта было ещё одно положение, дающее право педагогам оказывать первую помощь. Почему от него решено отказаться?
- Вокруг этого положения было очень много споров, были и такие трактовки, что якобы, если внести такую норму в закон, оказание первой помощи станет не правом, а обязанностью педагогов. Лично я с этим не согласен — из текста законопроекта этого не следовало, однако пока над ним шла работа, этот вопрос удалось урегулировать другим способом.
В августе прошлого года Минюст утвердил разработанный Минздравом профессиональный стандарт «бакалавр школьной медицины». «Специалисты по школьной медицине» — это медсёстры, но с высшим образованием и целенаправленной подготовкой для школ. Уверен, скоро эта система получит развитие, и в каждой школе будет работать профессионал, который сможет оказывать ученикам и медицинскую помощь, и первую помощь.
- Есть ли вероятность, что законопроект удастся принять уже в эту сессию?
- Мы очень на это рассчитываем. Ко второму чтению планируем подготовить поправки, которые повысят статус медработников в школах. Сейчас в законе об образовании они отнесены к категории «вспомогательный персонал». Наша позиция в том, что медработники должны стать полноправными членами педсовета с правом подсказывать учителям и администрации школы, как организовать учебный процесс, питание, занятия спортом, не навредив при этом здоровью ребёнка. И к ним должны прислушиваться.
Ещё материалы: Дмитрий Морозов