Порядок выборов президента при военном положении уточнили
Тема: Пленарное заседание Госдумы 24 октября 2023 года
Законопроект: № 451801-8
В законодательстве решили уточнить особенности проведения выборов на территориях, где введено военное положение, а также на избирательных участках за рубежом. Такие поправки к законопроекту, корректирующему законодательные нормы о выборах Президента РФ, были поддержаны во втором чтении на пленарном заседании Госдумы 24 октября.
Документ внесли сенаторы Андрей Клишас, Владимир Полетаев, Николай Федоров и депутаты Госдумы Павел Крашенинников, Даниил Бессарабов и Дмитрий Вяткин. Выборы главы государства должны пройти в середине марта 2024 года, а окончательное решение о дате проведения голосования примет Совет Федерации в декабре 2023 года.
«Законопроект синхронизирует изменения в избирательном законодательстве в части единого подхода к выборам всех уровней власти. Это точечная донастройка системы, которая была необходима», — ранее говорил журналистам соавтор инициативы, глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
Ко второму чтению 10 поправок было рекомендовано к принятию, а одна — к отклонению, рассказал соавтор инициативы, член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Дмитрий Вяткин.
В случае введения военного положения на части территории РФ, согласно одобренным поправкам, выборы президента смогут там проводиться в соответствии с Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». При этом Центризбирком может устанавливать особенности подготовки и проведения выборов президента в период действия на части территории России военного положения. Сейчас оно введено в четырех новых регионах — в Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР и ЛНР), Херсонской и Запорожской областях.
Ведение фото- и (или) видеосъемки в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках в воинских частях, согласно поддержанным поправкам, будет допускаться только аккредитованными представителями СМИ и по согласованию с командиром соответствующей воинской части.
Уточняются формулировки о возможности софинансирования региональными бюджетами подготовки и проведения выборов президента. Кроме того, согласно одобренным поправкам, на избирательных участках, которые находятся за пределами РФ, время начала и окончания голосования и его длительность могут быть изменены главой диппредставительства или консульского учреждения РФ, если проведение голосования может угрожать жизни и здоровью граждан. Об этом должны быть проинформированы МИД и ЦИК РФ.
Согласно законопроекту, фото- и видеосъемку на избирательных участках могут проводить только лица, имеющие на это право в соответствии с законом. При этом исключается нарушение тайны голосования и контроль за волеизъявлением избирателей. Также обязательно сохранение конфиденциальности персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах.
При появлении судимости у зарегистрированного кандидата он или его представители обязаны не позднее 18 часов следующего за этим дня сообщить о ней в Центризбирком в письменной форме.
К присутствию на заседаниях избирательных комиссий (при установлении итогов, определении результатов, подсчете голосов) могут быть аккредитованы только представители СМИ, работающие в редакциях на основании трудового договора.
Одновременно во втором чтении приняли законопроект 311094-8 парламента Кабардино-Балкарии. Изначально он носил юридико-технический характер, уточнял нормы закона об основных гарантиях избирательных прав граждан с учетом изменений, внесенных в него законом от 14 марта 2022 года. Во втором чтении в документе поддержаны поправки, регламентирующие особенности проведения выборов с учетом военного положения.
Так, при введении военного положения главы тех регионов, где оно действует, направляют в ЦИК предложение о назначении выборов в следующие сроки: если выборы проходят в органы госвласти — не ранее чем за 105 дней и не позднее чем за 95 дней; в органы местного самоуправления — не ранее чем за 95 дней и не позднее чем за 85 дней.
Если на выборах разных уровней дни голосования совмещены, предложение о назначении выборов должно быть направлено в течение сроков, установленных для более высокого уровня выборов. Если военное положение введено уже после назначения выборов, тогда глава региона, где вводится военное положение, вправе направить в ЦИК предложение о проведении выборов в течение пяти дней.
При введении военного положения на части территории РФ до назначения выборов в федеральные органы госвласти ЦИК не позднее чем через пять дней со дня опубликования решения о назначении выборов, а в случае введения военного положения после назначения выборов — не позднее чем через пять дней со дня его введения, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, проводит консультации с Минобороны, ФСБ и главой соответствующего региона.
С учетом консультаций ЦИК принимает решение о назначении выборов (в том числе с возможностью сокращения сроков избирательных действий), референдума или об отклонении предложения главы региона об их назначении. Оба законопроекта предложили рассмотреть в третьем чтении 25 октября.
Читайте также:
• Крашенинников рассказал, что изменят в законе о выборах президента • Песков: Конкурентов у Путина в России нет и быть не может
Ещё материалы: Андрей Клишас, Владимир Полетаев , Николай Федоров , Павел Крашенинников, Даниил Бессарабов , Дмитрий Вяткин