Порядок привлечения к ответственности за уклонение от выплаты штрафов предлагают усовершенствовать
Министерство юстиции России предлагает уточнить порядок привлечения к ответственности лиц, которым назначен приговор в виде штрафа и которые уклоняются от его уплаты, а также основания для предоставления рассрочки на такие выплаты. Соответствующий пакет законопроектов опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В ведомстве заявили, что в течение последних лет уровень исполнения приговоров, предусматривающих назначение штрафа, в том числе по преступлениям коррупционной направленности, остаётся на низком уровне. В частности, за прошлый год осуждёнными было погашено штрафов на сумму 3,1 миллиарда рублей — то есть на 6,9 процента от средств, подлежащих оплате. По преступлениям коррупционной направленности взыскано 3,5 процента от всей суммы.
«Низкий уровень отбывания наказания в виде штрафа связан в первую очередь с особенностями порядка отбывания такого наказания, который в свою очередь различен для штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания и назначенного в качестве дополнительного вида наказания», — отметили в Минюсте.
Так, при невыплате штрафа как основного наказания судебный пристав-исполнитель направляет в суд представление о замене денежных санкций другой мерой. В случае отказа суда, штраф подлежит взысканию в принудительном порядке. Однако если у осужденного нет имущества и доходов, необходимых для осуществления выплаты, приговор остаётся не отбытым, а последствия в таких случаях для правонарушителя не предусмотрены.
Законопроектом предлагается изменить порядок выплаты штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, «закрепив обязанность осужденного самостоятельно отбыть приговор и возложив на Федеральную службу судебных приставов функции контроля за отбытием приговора», говорится в пояснении.
Подчёркивается, что при назначении штрафа суд должен учитывать материальное положение преступника, исходя из которых определяется размер суммы взыскания и устанавливается срок, в течение которой её нужно выплатить. Контроль за исполнением приговора возлагается на судебных приставов по месту жительства (пребывания) осуждённого.
При неисполнении осуждённым приговора, следует из законопроекта, штраф, назначенный в качестве основного вида наказания, будет подлежать замене другим видом наказания по представлению судебного пристава.
Документ устанавливает, что если объявленный в розыск осуждённый, уклоняющийся от отбытия уголовного наказания, задержан в месте, на которое не распространяется юрисдикция вынесшего приговор суда, то вопросы, в частности, о замене наказания разрешаются судом того же уровня по месту задержания, а при его отсутствии — вышестоящим судом.
Ещё один разработанный Минюстом документ «предполагает безусловную замену штрафа за преступление в случае уклонения осужденным от его уплаты». Направление в суд представления о замене должнику-осуждённому штрафа за преступление иным видом наказания является основанием окончания исполнительного производства. «Вместе с тем исполнительный розыск осуществляется в рамках возбужденного исполнительного производства»,- отмечается в пояснении.
Предусмотрено, что если место нахождения осуждённого неизвестно, его объявляют в розыск. Он подлежит задержанию на срок до 48 часов «в целях решения вопроса о заключении под стражу до рассмотрения вопроса о замене штрафа».
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.