Портал для изучения языков народов Севера заработает в 2021 году
ФОТО: ТИМУР ХАНОВ / ПГ
Федеральный институт родных языков народов РФ разработает учебные пособия для изучения языков коренных малочисленных народов Севера, образовательный портал начнёт работать в 2021 году, заявила представитель вуза, глава Центра кочевого образования Наталья Ситникова. Об этом 21 февраля сообщает ТАСС.
«Мы разрабатываем образовательный портал для изучения языков коренных малочисленных народов Севера, запуск проекта планируется в этом году. Речь идёт об обучающих программах, играх, интерактивных ресурсах для учителей», — сказала Ситникова.
Она пояснила, что институт занимается изучением речевой среды для сохранения языков, выявляет лучшие практики и предлагает меры для улучшения ситуации.
Дети должны изучать родной язык, уверена эксперт, без отрыва от естественных условий проживания своего народа. «Освоение родного языка должно происходить без отрыва от родителей, в кочевой среде. Наверное, это основное условие для изучения языка. Согласно концепции кочевого образования, дети коренных народов, которые кочуют вместе с семьями, усваивают родной язык в младшем школьном и в дошкольном возрасте», — отметила Наталья Ситникова.
Она выразила сожаление, что в некоторых регионах детей коренных народов родители в раннем возрасте отдают в интернаты, лишая их образования на родном языке.
При этом Ситникова обратила внимание, что языковая ситуация зависит от конкретного региона. Так больше половины детей в Якутии являются билингвами — у них два родных языка. В Ямало-Ненецком автономном округе в семьях дети говорят с родителями на родном языке, и когда идут в школу, что почти не говорят по-русски.
«Проблема в том, что специально не готовят преподавателей, воспитателей со знанием языка. У нас эта проблема только начала озвучиваться и решаться. Есть острая нехватка учителей начальных классов со знанием языков народов Севера. Мы должны добиться, чтобы воспитатели и учители начальных классов могли говорить и преподавать на родном языке», — подчеркнула специалист.
По её мнению, ситуация требует особой реакции региональных властей. «Одним из способов решения проблемы является целевая подготовка учителей и воспитателей… Регионы могут решить эту проблему, используя целевой показатель численности учителей и воспитателей в местах компактного проживания коренных народов», — добавила она.
Наталья Ситникова напомнила, что ранее Минпросвещения рекомендовало арктическим регионам начать целевую подготовку воспитателей и учителей для кочевых школ и детских садов из числа представителей родовых общин коренных малочисленных народов Севера.
Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечают с 2000 года ежегодно 21 февраля.
Как сообщалось, Правительство России предлагают наделить полномочиями по утверждению алфавита, а также орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов РФ.
Ранее председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова рассказала «Парламентской газете», что по рекомендации Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и по прямому поручению председателя палаты Валентины Матвиенко были разработаны основы программы «Дети Арктики». Инициативы в частности включают законодательную регулировку работы кочевых школ, предоставление возможности проживающим в сложных климатических условиях детям отдохнуть в лучших здравницах страны, пересмотр контрольных цифр приёма в вузы Арктической зоны.
Сенатор указала, что согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», к окончанию 2021 года школы страны должны быть подключены к высокоскоростному бесплатному Интернету. Реализация проекта позволит объединить арктические учебные заведения в единую сеть, благодаря чему расположенные в удаленных и труднодоступных территориях школы смогут шире использовать возможности онлайн-образования. А учителя получат возможность дистанционно повышать свою квалификацию.