Пользователей соцсетей оградят от негатива и запрещённой информации
Роскомнадзор поможет убрать всё лишнее и увидеть нужное
Соцсети смогут советоваться с Роскомнадзором по поводу запрещённого контента, а пользователям ведомство поможет восстановить доступ к информации, которая была незаконно удалена или скрыта. При этом персональные данные пользователей ресурс будет строго оберегать, и только сам пользователь сможет решить, какие сведения о себе доверить Интернету. «Парламентская газета» изучила вступающие в силу с 1 сентября изменения в законодательстве.
Что есть «запрещёнка»
Ежедневно пользователи крупнейших социальных сетей открывают миллиарды страниц, создают и загружают огромное количество контента. В том числе, возможно, и противоправного, хотя сами об этом могут даже не догадываться.
По закону соцсети обязаны самостоятельно выявлять и блокировать запрещённую информацию. Для этого они проводят мониторинг содержимого, а также реагируют на обращения пользователей. Есть контент, незаконность которого очевидна, — это материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, информация, склоняющая детей к совершению опасных для жизни незаконных действий, данные о способах изготовления и использования наркотиков, способах совершения самоубийства и призывах к нему.
Кроме того, закон обязывает соцсети ограничивать доступ к информации, выражающей явное неуважение к обществу, государству, Конституции РФ, а также содержащей призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несогласованных публичных мероприятиях. В этих случаях модераторы не всегда могут полноценно оценить контент.
Теперь Правительство установило порядок рассмотрения результатов мониторинга соцсетей, если владелец площадки не может сам оценить законность информации. В этом случае он обязан не позднее суток с момента выявления подозрительного контента направить его в Роскомнадзор. Если представленная информация находится в компетенции ведомства, то оно самостоятельно примет решение, удалять её или нет. В противном случае данные будут перенаправлены в уполномоченные госорганы, например в МВД. Там должны решить судьбу материалов и отправить ответ обратно в Роскомнадзор.
Обязанность соцсетей блокировать противозаконный контент — это продолжение линии на наведение порядка в Интернете и его очищения от негативных сведений, сказал, комментируя нововведение, председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Александр Хинштейн.
«Предложен понятный, прозрачный механизм взаимодействия владельца соцсети с Роскомнадзором», — отметил депутат, слова которого приводит пресс-служба комитета. Главная цель нововведений — сделать глобальную сеть безопасным пространством для всех.
Доступ к информации восстановят
Но у этой медали есть и обратная сторона. Бывает, что соцсеть удаляет или ограничивает доступ к информации, которую пользователь считает абсолютно законной. Раньше доказывать свою правоту приходилось в споре с техподдержкой или модераторами, что, как правило, было малоэффективно. Теперь на защиту добросовестных юзеров встал Роскомнадзор.
Действовать нужно так. Через специальную форму на сайте ведомства отправить обращение об отмене принятых мер. Его рассмотрят максимум за 30 рабочих дней и решат, удовлетворять обращение или нет. При положительном ответе регулятор отправит владельцу соцсети требование об отмене блокировки через личный кабинет или по электронной почте. Контент должны восстановить в течение трёх рабочих дней и уведомить об этом Роскомнадзор.
Блокируемый контент, даже если он не принадлежит СМИ или компаниям, может обернуться серьёзными финансовыми потерями для тех, кто его размещает, считает член IT-комитета Госдумы Антон Горелкин.
«Для многих людей соцсети — это источник дохода. Когда соцсеть безосновательно удаляет контент или блокирует чей-то аккаунт, она отнимает у человека его хлеб», — сказал «Парламентской газете» депутат. Именно поэтому важно оперативно решать подобные проблемы.
Без согласия о вас не узнают
Регистрируясь в социальной сети, пользователь принимает условия лицензионного соглашения и подписывает договор. Делается это, как правило, нажатием одной кнопки или проставлением галочки в окне, против которого написано «Согласен». Сами тексты соглашений при этом мало кто читает — они длинные и сложно написаны.
Читайте также:
• Соцсети хотят обязать устанавливать счетчики посещаемости • Google и TikTok хотят не только «приземлить», но и «заземлить»
Между тем именно там содержатся правила взаимодействия ресурса и его клиента. Говорится о том, какие данные и зачем собирает о нём сайт или приложение, кому они могут быть доступны и так далее. С 1 сентября соцсети и другие ресурсы должны задавать пользователям отдельный прямой вопрос, согласны ли они передать те или иные сведения о себе. Это будет происходить на этапе регистрации в сервисе.
«Закамуфлировать этот момент, как многие делали раньше, не получится», — сказал Антон Горелкин.
В согласии на обработку персональных данных должны содержаться Ф.И.О. пользователя и его контактная информация — телефон или адрес электронной почты. Перечень сведений об операторе персональных данных зависит от того, является ли он юридическим, физическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Как минимум, соцсеть должна указать адрес регистрации и контакты для обратной связи.
В согласии также должен быть перечислен список сайтов, где личные данные пользователя могут публиковаться, цель их обработки, категории и перечень данных — персональные, специальные или биометрические. Пользователь может указать, на какие категории данных он устанавливает запрет обработки, а также ограничения на способ их передачи.
По закону к персональным данным относится довольно большое количество сведений о гражданах — Ф.И.О., дата и место рождения, адрес регистрации и номер телефона, электронная почта и аккаунты в соцсетях, паспортные данные и СНИЛС, сведения о детях и близких родственниках, зарплате и судимостях и даже оценка навыков и личностных качеств.