Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Пользователей соцсетей хотят оградить от навязываемых в Интернете услуг

Для этого у них должно быть право блокировать ненужную информацию

30.08.2021 19:06

Автор: Дмитрий Литвинов

Пользователей соцсетей хотят оградить от навязываемых в Интернете услуг
  © pixabay

Социальные сети, онлайн-кинотеатры, маркетплейсы и другие интернет-сервисы могут навязывать своим клиентам определённую информацию, товары и услуги. Чтобы этого не происходило, пользователи должны иметь возможность отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса. Законопроект, регулирующий эти вопросы, могут внести в Госдуму уже осенью, сообщил «Парламентской газете» член думского Комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Горелкин. Мы разобрались, кого и от чего хотят защитить законодатели.

Интернет нас знает

«Рекомендательные алгоритмы соцсетей выбрали американским президентом Байдена», — утверждает Антон Горелкин. И объясняет: публикации о кандидате от демпартии специальным образом продвигались, а информация о его сопернике Трампе, наоборот, пессимизировалась и оказывалась недоступной большинству пользователей.

На примере выборов в США депутат объяснил, как работают современные интернет-сервисы. Они довольно быстро изучают интересы пользователя и начинают предлагать ему соответствующий контент. И не только в глобальном политическом масштабе. «Недавно зафиксировали, как в одной из соцсетей таким образом распространялась информация антипрививочников. Стоило пользователю прочитать одно из таких сообщений, как его и его друзей забрасывали подобными постами — они были первоочередными в ленте, всегда на глазах», — рассказал Горелкин.

На примере интернет-магазинов и онлайн-кинотеатров механизм действует так: стоит пользователю запросить информацию о каком-либо товаре или фильме, как несколько недель после этого он будет получать в поисковой выдаче и контекстной рекламе информацию об этой вещи или ссылки на похожие товары. 

Возможно, кому-то это нравится, но у пользователя должна оставаться свобода выбора — использовать умные алгоритмы или получать информацию по своему запросу без последствий. На это направлен разрабатываемый законопроект о регулировании рекомендательных алгоритмов интернет-сервисов.

Документ, вероятно, будет внесён в Госдуму этой осенью и рассмотрен в первоочередном порядке, сообщил «Парламентской газете» Антон Горелкин.

«Аврального режима не будет — мы проведём консультации с представителями отрасли. Но и откладывать решение вопроса не стоит. Думаю, до конца года будущий законопроект рассмотрят», — сказал депутат.

Контрольное взвешивание

Обуздание IT-гигантов — мировой тренд. В разных странах принимают законы на эту тему. В Китае на днях предложили дать потребителям возможность отклонять рекомендации, сгенерированные алгоритмами интернет-ресурсов. В законопроекте прописана обязанность для поставщиков услуг, у которых есть возможность влиять на общественное мнение, зарегистрировать их алгоритмы в регулирующих органах.

© Pixabay

Как именно тот или иной сервис использует большие данные и искусственный интеллект, это коммерческая тайна компании, и без вмешательства в неё контролировать этот процесс невозможно. Такое мнение «Парламентской газете» высказал ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Золотой середины здесь нет: корпорации недовольны, что эпоха их вольностей заканчивается. Они идут на уступки, чтобы не допускать ещё больших ограничений, но государства по всему миру продолжают наступать и рано или поздно победят», — считает эксперт.

ФАС возбудила дело против «Яндекса» за дискриминацию компаний при выдаче в поиске

Проблема рекомендательных алгоритмов не только в том, что они образуют вокруг человека информационный пузырь, но зачастую и просто его обманывают, продолжает Муртазин. Так может работать непрозрачный алгоритм службы заказа такси: в определённые часы цена может повышаться, но клиент никогда не знает, насколько обосновано это повышение. В подобных случаях решить вопрос может создание так называемых «контрольных весов», специального независимого сервиса, который бы позволял оценить актуальность и достоверность информации.

«Создание такого сервиса под силу государству, в ряде случае он помог бы преодолеть монополию компаний», — сказал Эльдар Муртазин.

Понять и отключить

Алгоритмическую рекомендательную ленту используют многие соцсети и сервисы, но отключить её сегодня можно лишь в «ВКонтакте». В Facebook такая функция тоже есть, но работает она неполноценно, считает депутат Антон Горелкин. Кроме того, в настоящий момент непонятно, каким образом действуют нейросети видеохостингов, воспроизводя ребёнку экстремистские видео и прерывая просмотр безопасного контента.

Читайте также:

• Горелкин: законопроект о регулировании алгоритмов соцсетей представят в осеннюю сессию Госдумы • Как добиться интернет-забвения

Ранее эксперты московского отделения Ассоциации юристов России предложили ввести в Закон «Об информации» понятия «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса». Пользователи должны иметь возможность отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса, считают эксперты комиссии, чьё мнение приводит «Коммерсант». Необходим, по их мнению, и контроль за использованием рекомендательных алгоритмов для продвижения противоправного контента.

Операторов рекомендательных сервисов следует обязать доступно объяснять пользователям принципы их работы, а сами алгоритмы подвергать независимому аудиту на предмет выявления аномалий или противоречия законодательству, полагают в комиссии. Вероятно, эти предложения легли в основу готовящегося законопроекта.

«Корпорации хотят стать государствами в государстве, но мы им этого не позволим», — заверил Антон Горелкин.