Пленарное заседание Государственной Думы

13:26Депутат Макаров заявил о беспрецедентном росте расходов бюджета на культуру

13:17В 2025 году расходы бюджета на соцполитику и медицину вырастут на 15 процентов

12:59Госдума поддержала 888 поправок к проекту федерального бюджета

Полотна Айвазовского в Феодосии предстали в новом свете

Как изменилась картинная галерея художника после ремонта и реставрации

06.04.2024 00:00

Автор: Александр Мащенко

Полотна Айвазовского в Феодосии предстали в новом свете
  © Сергей Мальгавко / РИА Новости

После ремонтно-реставрационных работ в Картинной галерее Ивана Айвазовского в Феодосии полотна великого художника предстали посетителям в новом свете — в буквальном смысле. Новая система освещения позволила взглянуть по-новому на хорошо известные картины художника.

Обещанного три года ждут

«У нас наконец-то появилось настоящее музейное освещение. В случае с Айвазовским это особенно важно, потому что он работал со световыми эффектами. Теперь, по счастью, его картины предстали перед нами в настоящем блеске», — рассказала «Парламентской газете» директор картинной галереи Татьяна Гайдук.

Как давно известно, на Руси обещанного три года ждут. Именно столько — ровно три года — длились ремонт и реставрация в картинной галерее. Она закрылась для посетителей 15 марта 2021 года, а вновь торжественно открылась 14 марта 2024-го. Первоначально планировали, что работы займут около года, но помешали грунтовые воды. Чтобы отвести их от здания, понадобились новые сложные инженерные решения и больше времени. Но самое главное — стихия отступила.

«Было установлено четыре системы осушения здания, при этом использовали опыт Эрмитажа, который также находится в сыром месте, рядом с несколькими реками, где много подпочвенных вод», — рассказала Гайдук.

Если картинная галерея была закрыта три года, то ее главный выставочный зал — все семнадцать, с 2007 года. Из-за все тех же грунтовых вод он был очень сырым и не годился для экспонирования картин. «Чтобы утратить картину, необязательно, чтобы ее украли, порезали, облили кислотой, достаточно просто хранить ее в неправильных условиях, и она сама рассыплется через несколько лет», — объяснила Гайдук. Сегодня главный выставочный зал площадью 260 квадратных метров, с семиметровыми потолками — вновь главная жемчужина галереи.

Самая большая коллекция в мире

Открытие после ремонта и реставрации Картинной галереи Айвазовского — без преувеличения, событие международного масштаба. Именно здесь сосредоточена самая большая в мире коллекция работ великого художника — 416 картин. «Особая ценность нашей коллекции состоит еще и в том, о чем широкая публика не знает, — добавила Гайдук. — У нас самый большой массив достоверных работ Айвазовского. За свою жизнь художник написал около шести тысяч картин, но в мире за работы Айвазовского по понятным причинам выдается намного больше полотен». В подлинности работ, экспонирующихся в Феодосии, нет никаких сомнений.

Набиуллина допустила снижение ключевой ставки во второй половине года

Айвазовский был большим патриотом своего города. Неслучайно его иногда называют крестным отцом Феодосии как в прямом, так и в переносном смысле. В прямом — потому что ближе к концу жизни художника едва ли не половина горожан были его крестными детьми, что доказывают сохранившиеся церковные книги. Ну а в переносном — поскольку Айвазовский сделал для Феодосии больше, чем кто бы то ни было другой. Город обязан ему и морским портом, и железной дорогой, и даже питьевой водой. Каждое лето феодосийцы отчаянно страдали от засухи, и меценат дарил им 50 тысяч ведер чистой воды в сутки из принадлежавшего ему Субашского источника.

Айвазовский превратил провинциальный приморский южный городок в настоящий культурный и интеллектуальный центр не только Крыма, но и всей России. Его личным другом был император Александр III. К нему в гости приезжали Иван Шишкин, Илья Репин, Архип Куинджи, Павел Третьяков, Антон Рубинштейн, Александр Спендиаров и многие другие деятели культуры.

В 1880 году художник построил в Феодосии картинную галерею, которая открылась для народа на десяток лет раньше, чем Третьяковка и Русский музей. После смерти Айвазовский завещал галерею родному городу, и она навсегда стала главным культурным центром Феодосии.

«В конце XIX века Феодосия — это глубокая провинция, маленький городок на южной окраине России, в котором не было даже водопровода, который еще не слышал паровозного гудка, и вдруг здесь открывается первая в стране частная публичная картинная галерея — это было событием не только для Феодосии и Крыма, но и для всей России», — считает Гайдук.

Туристический магнит

О патриотизме Айвазовского свидетельствует такой факт: в дни Крымской войны он устроил выставку в Севастополе, чтобы поддержать боевой дух защитников. Ядро экспозиции составили три картины, изображающие подвиги российских моряков: «Наваринский бой», «Бриг «Меркурий» и «Синопский бой». Однако выставкой участие художника в обороне Севастополя не ограничилось. Он отправился на передовую, чтобы своими глазами увидеть события, которые потом запечатлел в таких полотнах, как «Оборона Севастополя», «Осада Севастополя», «Гибель английского флота у Балаклавы», «Переход русских войск на Северную сторону», «Малахов курган». Там, на Малаховом кургане, Айвазовского видели вместе с легендарными российскими адмиралами Нахимовым и Корниловым. Два дня он рисовал под непрекращающейся бомбардировкой, пока наконец Корнилов не уговорил живописца покинуть Севастополь.

Полицейские получат прибавку к зарплате

Открывшаяся после ремонтно-реставрационных работ Картинная галерея Айвазовского, несомненно, станет одним из главных «туристических магнитов» приближающегося курортного сезона в Крыму. Ее стоит посетить даже тем, кто не раз, не два и не три бывал здесь прежде, — чтобы увидеть и роскошный главный выставочный зал, который был закрыт для посетителей 17 лет, и заигравшие под новым светом полотна мастера.

За без малого полтора века существования галерею посетили несколько десятков миллионов человек со всего мира. В период музейного бума — в восьмидесятых годах прошлого века — она ежегодно принимала около полумиллиона посетителей. В последний доковидный год — 2019-й — галерею посетили 360 тысяч человек. Сколько будет в этом году, предположить трудно, говорит Татьяна Гайдук, учитывая прифронтовое положение Крыма. Но тысяч двести должно набраться. Ведь в 2019 году Крым посетило 7,4 миллиона туристов, а в этом, по прогнозам экспертов отрасли, с учетом рисков СВО их будет около пяти-шести миллионов. При этом за три года по Айвазовскому успели соскучиться и его «крестные дети» феодосийцы, и крымчане из других городов.

Цифра

870 миллионов рублей было истрачено на ремонтно-реставрационные работы.

Полезно знать

Пенсионеры могут бесплатно посетить галерею в последний четверг, а школьники — в последний понедельник каждого месяца.

Самые известные работы из картинной галереи:

  • «Чесменский бой»,
  • «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», 
  • «Среди волн»,
  • «Вечер в Крыму. Ялта»,
  • «Море. Коктебель»,
  • «Море. Симеиз»,
  • «Георгиевский монастырь»,
  • «Буря на Северном море»,
  • «Кораблекрушение»,
  • «Восход луны»,
  • «Севастопольский рейд».

Читайте также:

• Из крымской весны в крымское лето • Весна, которая изменила мир