О славной истории и нынешних днях крылатой гвардии беседа нашего корреспондента с командующим Дальней авиацией генерал-лейтенантом Анатолием Жихаревым
РФС: Анатолий Дмитриевич, напомните хотя бы вкратце нашим читателям основные вехи становления и развития Дальней авиации. Известно, что летоисчисление авиаторов-дальников началось с создания первого в мире соединения тяжелых воздушных кораблей «Илья Муромец»…
17 августа 2005 года Владимир Путин совершил полет на стратегическом бомбардировщике Ту-160. Отвечая на вопрос, не слишком ли рискованным был полет, Президент России отметил, что особого риска не было. И добавил: « Мне было приятно посмотреть, как работают летчики — четко, слаженно и высокопро¬фессионально — как и должно быть в ВВС». Президентский экипаж пилотировали Анатолий Жихарев, штурман Владимир Адамов и штурман-оператор Олег Баранов. Летчики подарили Владимиру Путину макет Ту-160. Анатолий Жихарев вручил также Президенту планшет с полетной картой, пилотку и перчатки.
Анатолий Жихарев: 10(23) декабря 1914 года указом императора Николая Второго было высочайше утверждено решение военного совета российской армии о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Начальником первого в мире соединения тяжелых бомбардировщиков был назначен бывший морской офицер и первый авиационный генерал, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, производившего самолеты, Михаил Владимирович Шидловский. За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях они уничтожили 12 вражеских истребителей, в то время как за всю войну был сбит лишь один самолет «Илья Муромец». 39 летчиков эскадры стали Георгиевскими кавалерами.
После Октябрьской революции военное ведомство предприняло попытку воссоздать эскадру. 22 марта 1918 года декретом СНК была организована Северная группа воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц. Самолеты собрали все на том же вагоноремонтном заводе из числа ранее недостроенных. В июне 1921 года авиагруппа была переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Он состоял из трех отрядов по 2 самолета в каждом. Самолеты эксплуатировались до 1923 года.
Принятие на вооружение в декабре 1930 года бомбардировщика ТБ-3 позволило значительно увеличить боевой состав нашей авиации. В 1933 году тяжелобомбардировочные отряды, эскадрильи, бригады объединили в армии особого назначения. Таким образом, в нашей стране впервые в мире была создана стратегическая авиация
РФС: А вскоре была война… На днях вы с участием министра обороны Сергея Шойгу, а также ветеранов, действующих летчиков открыли в Москве памятник авиаторам-дальникам (см. фоторепортаж). В скульптурной группе связь поколений символизируют три фигуры пилотов. Один из них — представитель поколения грозных 40-х годов прошлого века.
Анатолий Дмитриевич Жихарев родился 5 июля 1956 года в с. Протопоповка, Харьковской области. 1978 г. — закончил Тамбовское ВВАУЛ им. М. Расковой.
1985-1988 гг. — слушатель командного факультета Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина.
2003 г. — окончил курсы Военной академии Генерального штаба ВС РФ.
В частях Дальней авиации про
шел все командные должности от помощника командира корабля до начальника штаба-первого заместителя командующего 37 ВА ВГК (СН). Освоил 8 типов самолетов, имеет налет более 3000 часов. «Заслуженный военный летчик РФ», летчик-снайпер, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. Кандидат военных наук.
5 августа 2009 г. — назначен на должность командующего Дальней авиацией
|
Анатолий Жихарев: Руководитель авторского коллектива — народный художник России скульптор Салават Щербаков, заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский и все те, кто принимал участие в создании этого памятника выразили, таким образом, свою безмерную благодарность авиаторам Великой Отечественной войны.
Первые боевые вылеты экипажи Дальней Бомбардировочной Авиации (ДБА) выполнили уже 22 июня 1941 года. Самолеты нанесли удар по скоплению войск противника в районах Су-валок и Перемышля. На второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года советские бомбардировщики морской авиации Краснознаменного Балтийского флота и 81-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии нанесли удар по Берлину.
За пять лет войны дальники совершили около 220 тысяч боевых вылетов, сбросили 2 миллиона 276 тысяч бомб различного калибра. За боевые заслуги четыре авиакорпуса, 12 дивизий, 43 полка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, семь дивизий и 38 полков награждены орденами, восьми корпусам, 20 дивизиям и 46 авиаполкам присвоены почетные наименования. Около 25 тысяч солдат и офицеров Дальней авиации удостоены государственных наград, 312 — стали Героями Советского Союза, шестеро — дважды Героями.
РФС: Поговорим о днях сегодняшних. Вы за «штурвалом» Дальней авиации уже целую пятилетку. Что позитивного вместили в себя эти годы, каковы результаты проводимой военной реформы?
Анатолий Жихарев: К сожалению, нас не обошли стороной организационно-структурные изменения. Почему к сожалению? В конце 2009 года соединения и воинские части Командования Дальней Авиации (КДА) перешли на новую организационно-штатную структуру. Произошло укрупнение авиационных воинских частей. В частности, всю тыловую и связную составляющую включили в авиационную базу. В результате командиры авиабаз стали выполнять не свойственные им задачи. Сократилась численность личного состава подразделений, уменьшилось количество воинских частей. Понизились штатные категории и воинские звания, а это в свою очередь привело к увольнению высококлассных специалистов.
Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. С приходом нового министра обороны Дальняя авиация воспряла духом. Начался переход КДА на структуру дивизия-полк. Мы возвращаемся к хорошо «забытому старому» и давно опробованному устройству авиационных соединений и частей, но с некоторыми особенностями. Воинским подразделениям будут возвращены их почетные наименования. В немалой степени текущие перемены связаны с изменением геополитической ситуации в мире, пересмотром отечественной военной доктрины.
Несмотря на все проблемы, временные издержки, я и мои товарищи глубоко уверены — стратегическая авиация у России была, есть и будет. Да, наши бомбардировщики — это наступательное оружие, но рассматривается оно в качестве защитного варианта. Свидетельство тому — военная доктрина России. Мы первыми ни на кого нападать не собираемся, но и разоружаться до бесконечности в угоду западным и заокеанским партнерам, как это происходило все 90-е годы, больше не намерены. Для сдерживания вероятной агрессии, отражения глобального удара дальники способны на адекватный ответ.
Февраль 1914 года.
«Илья Муромец» садится на корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге. В один из этих дней был установлен рекорд грузоподъемности самолета — 1290 кг. Пилотировал самолет сам Игорь Иванович Сикорский. В демонстрационных целях «Илья Муромец» совершил много полетов над Петербургом и пригородами. Целые толпы собирались, чтобы посмотреть необычайно большой для того времени самолет. А не так давно современного «Илью Муромца» увидел на авиабазе в городе Энгельс сын прославленного авиаконструктора Николай Игоревич Сикорский. |
РФС: Вы говорите об адекватном ответе, а мне на глаза попалась информация из Интернета. «Сегодня Дальняя авиация России пребывает не в лучшем состоянии. На вооружении ВВС России стоят 32 стратегических бомбардировщика Ту-95МС, которые выпускались в СССР еще в 1980-х годах. И всего 16 сверхзвуковых стратегических ракетоносцев Ту-160, из которых два «крайних» Минобороны получило в 2000-м и 2008 годах».
Анатолий Жихарев: Да, основная ударная мощь Дальней авиации самолеты Ту-95МС и ТУ-160. Правда и то, что в большинстве своем они из прошлого века. Но вот вам пример надежности нашей, как пишут, «не лучшей» техники. Модифицированный вариант Ту-95МС начал поступать на вооружение частей Дальней авиации в 1983 году. А четыре года назад два Ту-95МС совершили полет продолжительностью 42 часа 17 минут. В ходе выполнения задания экипажи выполнили четыре дозаправки в воздухе. Ресурс стратегических ракетоносцев рассчитан на 40 лет. К тому же в ближайшие годы планируется провести дополнительную модернизацию самолетов. На Ту-160 и Ту-95МС будут заменены морально устаревшие системы и агрегаты. Это позволит также увеличить сроки эксплуатации. Одновременно с этим конструкторскими бюро активно ведется внедрение в жизнь самых перспективных разработок. В результате будет полностью заменено радиоэлектронное оборудование, изменятся системы вооружения.
РФС: Анатолий Дмитриевич, в одном из своих интервью вы заявили: вооруженные крылатыми ракетами большой дальности стратегические ракетоносцы способны не только наносить мощные удары по заданным целям в любой точке земного шара, но также, не прибегая непосредственно к военным действиям, демонстрировать решимость применения своего оружия. Как это понимать?
Анатолий Жихарев: Полеты на патрулирование выполнялись еще в советские времена. В 80-е годы прошлого века наши самолеты можно было наблюдать в районах Тихого и Атлантического океанов, вблизи границ Канады, США, Исландии и Великобритании. Потом наступила пауза, и только с 2007 года мы стали вновь демонстрировать свое военное присутствие в удаленных районах. В настоящее время изменилась терминология, эти полеты теперь называются полетами по плану стратегического сдерживания. Что имеем в итоге?
Проделана огромная работа по подготовке летного состава, получен серьезный опыт дальних полетов в северных (полярных) и южных (субтропических) широтах, в районах Тихого и Атлантического океанов. Расширена география военного присутствия в странах Карибского бассейна (Никарагуа, Венесуэла). Экипажи стратегических ракетоносцев Ту-160 выполнили полеты по плану мероприятий стратегического сдерживания в акваториях Карибского, Северного, Норвежского морей, вдоль юго-западного побережья Североамериканского континента, Центральной и Северной Атлантики. Зафиксированы перехваты истребителями ВВС Норвегии, Великобритании, Португалии, Канады, США, Японии, Южной Кореи. Летным составом приобретен опыт полетов над водным пространством в условиях ограниченного использования средств навигации с посадкой на аэродромах иностранных государств. Инженерно-технический состав вооружен навыками обслуживания авиационной техники и устранения неисправностей в условиях жаркого влажного тропического климата в отрыве от аэродрома основного базирования. Получен практический опыт по организации осмотрительности и обнаружения перехвата ударных групп истребителями стран НАТО. В настоящее время силами авиационных баз КДА такие полеты выполняются ежемесячно.
РФС: Анатолий Дмитриевич, отцом-прародителем Дальней авиации России по праву называют Игоря Ивановича Сикорского, создавшего первый в мире четырехмоторный самолет «Илья Муромец». Еще в 2001 году во время своего официального визита в США Президент России Владимир Путин отозвался о Сикорском как о «выдающемся русском американце», который внес огромный вклад в развитие и процветание нации. В Санкт-Петербурге одна из площадей названа именем Сикорского. И есть группа энтузиастов, которые вот уже более десяти (!) лет пытаются пробить установку памятника Сикорскому на площади его имени. Имеется проект памятника, согласованный с семьей Игоря Ивановича, выпускалось распоряжение администрации города, были заседания градостроительного совета, но дальше разговоров дело не идет. Готовы ли вы лично, ваши ветеранские организации подключиться к этому делу?
Анатолий Жихарев: Действительно, чуть более века назад Игорь Иванович Сикорский создал самолет, намного опередивший свое время. Но для меня этот человек не только выдающийся авиаконструктор, он еще и образец духовного служения людям. Не случайно свое детище Игорь Иванович назвал именем Ильи Муромца. Как мне кажется, на протяжении всей своей жизни он черпал в образе богатыря и святого старца житейскую мудрость, огромную духовную мощь. Именно это и позволило ему стать не только гениальным изобретателем, но и быть замечательным мужем и отцом. А главное — несмотря на вынужденную эмиграцию, беззаветно и преданно любить Россию. Я двумя руками поддерживаю инициативу установки памятника Игорю Ивановичу Сикорскому в Санкт-Петербурге и готов включиться в эту работу.
РФС: Спасибо за поддержку. Товарищ командующий, вас и ваших боевых товарищей, ветеранов Дальней авиации с наступающим юбилеем!
Беседовал Николай Тарасенко
Самолет Ту — 160