Под Петербургом восстановят единственный в России императорский вокзал
В Пушкине под Петербургом восстановят здание императорского вокзала, которое заброшено с 30-х годов прошлого века. 17 августа в павильоне вокзала состоялось первое заседание попечительского совета фонда «Царскосельский вокзал», в котором приняли участие губернатор Петербурга Александр Беглов и депутаты Госдумы Владимир Ресин и Леонид Слуцкий, сообщила пресс-служба городской администрации.
Здание железнодорожного вокзала в узле веток Петербурго-Варшавской железной дороги и Императорской ветки начали строить в 1895 году. Это было деревянное здание и крытая дебаркадером платформа. Движение по Императорской ветке от павильона открыли в 1902 году. По ней в Царское Село отправлялись члены императорской фамилии и представители иностранных держав.
В период Первой мировой войны павильон служил для доставки раненых в госпиталь в Феодоровском городке.
В 1918 году станцию переименовали в Павильон Урицкого и использовали как общежитие работников путевого ремонта механического завода. С шатра над крылом были сняты царские эмблемы, парадные залы были разделены перекрытиями, крыльцо приспособлено под кухню, утрачена мебель, светильники, предметы декоративно-прикладного искусства. Стометровый дебаркадер был окончательно разобран. Павильон также пострадал в период Великой Отечественной войны.
Александр Беглов пояснил: «Мы сейчас отрабатываем концепцию, как использовать его после того, как закончится реставрация. Объект очень интересный. Финансирование будет тройное: федеральный бюджет, региональный и средства жертвователей».
Специалисты при осмотре здания отметили, что с точки зрения конструктива оно находится в хорошем состоянии. Как и многие объекты работы инженеров конца XIX века.
Глава петербургского КГИОП Сергей Макаров заявил, что восстанавливать придется много: «Здание пострадало за время существования. Снаружи — значительные утраты декора. К счастью, в двух залах наверху сохранилось немного живописи, и она подлежит восстановлению. Есть с чем поработать, хотя живопись на стенах полностью утрачена».
Кроме того, вокруг здания сформировался высокий культурный слой, в 1,5 метра. «Обнаружили два пандуса, по которым подъезжал императорский автомобиль. Но надо будет откапывать конструкции. Кроме того, придется полностью воссоздавать перрон, крытый дебаркадером. Это — отдельная работа», — рассказал Сергей Макаров.
Реставрацией царского вокзала работы не ограничатся, планируется комплексное развитие территории, в том числе Федоровский городок, фермский парк и другие объекты, а также воссоздание исторической железной дороги в ее первозданном виде.
Ещё материалы: Владимир Ресин, Леонид Слуцкий