Почта меняет привычные подходы
Об исчезновении бумажных корреспонденций говорить преждевременно. Почтальоны ежегодно доставляют около 2,5 миллиарда писем
Несмотря на общемировую тенденцию снижения объема рукописной корреспонденции, сектор бумажных отправлений «Почтой России» остается стабильным / Фото КОММЕРСАНТЪ
ПИСАТЬ СТАЛИ МЕНЬШЕ
Сегодня сумки почтальонов стали значительно легче: россияне практически не выписывают газет и журналов, а привычку слать друг другу письма сохранили лишь люди старшего поколения, да и они с каждым днем все активнее пользуются мобильными телефонами и Интернетом.
«Объем бумажной корреспонденции уменьшается не только в нашей стране — этот процесс происходит во всем мире, — отмечает глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. — Молодежь, родившаяся в «нулевых» годах, зачастую вообще не знакома с отправкой бумажных писем через почтовые отделения. По мере стремительного развития технологий и цифровизации пожилые люди также переходят на формат коммуникации через электронную почту, что связано в первую очередь с экономичностью и удобством».
Электронная почта настойчиво вытесняет не только бумажные письма, но уже фактически выдавила передачу документов с помощью факсов, которые сегодня, что называется, морально устарели, хотя и сохраняются во многих бизнес-структурах и государственных учреждениях.
Несмотря на общемировую тенденцию снижения объема рукописной корреспонденции, сектор бумажных отправлений остается стабильным. «Почта России» ежегодно доставляет около 2,5 миллиарда писем. При этом основу письменной корреспонденции составляет официальная переписка (различные уведомления, штрафы, повестки, контракты и договоры) и счета за коммунальные услуги.
Как сообщили в пресс-службе «Почты России», по итогам первого полугодия 2017 года письменную корреспонденцию из России чаще всего отправляли в США (17 процентов), на втором месте оказалась Белоруссия (12), на третьем — Казахстан и Украина (по 10). Посылки тоже чаще всего россияне отправляют в США (12,75).
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
При этом «Почта России» доставляет уже не только бумажные письма, но и электронные, которые также имеют официальный статус. В 2015 году стартовал проект по доставке электронных заказных писем — это сервис, который позволяет потребителю отказаться от бумажных уведомлений, поступающих от госорганов, и получать их в удобном электронном виде. Неоспоримым преимуществом новой системы является то, что граждане могут получать юридически значимые уведомления мгновенно независимо от места своего пребывания, а также оплачивать штрафы и взыскания «в один клик» непосредственно из электронного письма.
Сегодня через этот сервис доставляются постановления о возбуждении исполнительного производства (в части задолженности по штрафам в области дорожного движения), судебные повестки мировых судей города Москвы, а также постановления о нарушениях ПДД («письма счастья») в столице, Московской и Ростовской областях.
Для защиты персональных данных пользователей все данные передаются в зашифрованном виде, используемые системы кодирования соответствуют ГОСТ. Интеграция систем осуществляется по защищенным каналам связи.
При этом подключение к сервису абсолютно бесплатно и не является обязательным — граждане вправе выбирать, каким способом получать адресованные им документы. Для получения электронных заказных писем необходимо дать свое согласие на портале gosuslugi.ru.
Электронные уведомления практически мгновенно поступают в личный кабинет адресата. Пользователи смогут настроить оповещения по e-mail и СМС о получении новых уведомлений, а также оплатить штрафы и взыскания с помощью банковской карты непосредственно из электронного письма.
К тем, кто еще не подключился к системе электронных заказных писем, уведомления приходят по старинке, в бумажном виде. На почте их распечатают, поместят в конверт и бросят в почтовый ящик получателя.
ПОЧТАЛЬОН БУДУЩЕГО
Не исключено, что в ближайшее время новые технологии заменят и саму электронную почту, полагает Леонид Левин. Так, уже сегодня пользователи активно делятся документами и любой другой информацией в мессенджерах и социальных сетях.
«Все это ставит вопрос о том, как вслед за происходящими изменениями должна трансформироваться «Почта России», — рассуждает парламентарий. — В этой связи важнейшей задачей ее развития должна быть диверсификация оказываемых услуг и освоение новых сфер деятельности. Таким образом, если вчера почтальон преимущественно разносил почту и пенсии, то уже в ближайшем будущем это должен быть человек, активно работающий с электронной коммерцией и другими видами услуг».
По его мнению, модернизируясь, «Почта России» должна менять привычные подходы не только в организационном плане, но и в отношении кадров — делать ставку на молодых, при этом создавая для людей старшего возраста возможности, чтобы они могли переквалифицироваться и найти свое достойное место в организации.
По официальным данным Минкомсвязи, численность персонала «Почты России» составляет 350 тысяч человек. При этом молодых сотрудников, возраст которых не превышает 30 лет, в компании не более 70 тысяч.
КЛАССИКА НЕ ВЫЙДЕТ ИЗ МОДЫ
Говорить о полном исчезновении бумажных писем в будущем преждевременно, уверены поклонники эпистолярного жанра. В качестве подтверждения своих убеждений, как правило, в пример приводят театры и газеты, которые и сегодня не теряют своих почитателей, несмотря на появление кино, радио и телевидения.
К примеру, стоит сказать, что в России набирает обороты движение посткроссинга. Посткроссинг — это система обмена почтовыми бумажными открытками между незнакомыми людьми из разных концов света. Основатель проекта — португалец Паулу Магальяеш. Он же является создателем сайта.
В среднем около 3000 открыток отправляют ежедневно российские посткроссеры «Почтой России» по всему миру. За 12 лет существования проекта отечественные любители бумажной корреспонденции отправили в разные уголки земли 5 224 254 почтовых карточек. На сегодняшний день на официальном сайте посткроссеров postcrossing.com зарегистрировано 88 тысяч россиян. По этому показателю Россия занимает первое место в рейтинге всех стран-участниц, а по числу отправленных открыток — второе, уступая только Германии.
Более 700 тысяч пользователей из 212 стран получили за 12 лет 44 миллиона открыток. На основании статистики с официального сайта движения посткроссинга, почтовые карточки с идентификационными номерами совершили около 5 531 617 кругов вокруг земного шара, что равно 717 путешествиям от Земли к Солнцу и обратно.
В ряды посткроссеров может бесплатно вступить каждый желающий. Для начала нужно зарегистрироваться на сайте postcrossing.com и заполнить свой профиль. Затем получить адрес, по которому вы должны будете отправить открытку. Каждой открытке присваивается свой номер, который ваш адресат зарегистрирует, когда получит послание. Как только первая открытка будет доставлена получателю, адрес отправителя начнет отражаться в системе и к вам полетят открытки со всего света. Чем больше открыток отправите, тем больше получите.
Посткроссинг объединяет любителей открыток со всего света, разных возрастов и занятий. В разных странах регулярно проводятся встречи посткроссеров, выпускаются почтовые марки, посвященные движению. В России также выпущено уже две марки «Посткроссинг», которые пользуются огромной популярностью у любителей традиционной почты.
Ещё материалы: Леонид Левин