Почему в аптечках на транспорте можно найти просроченный нашатырь
Депутаты Госдумы намерены решить вопрос с оказанием доврачебной помощи пассажирам
Рейс «Аэрофлота» Москва — Томск 28 июня вполне мог закончиться экстренной посадкой: спустя 30 минут после взлёта у одной из пассажирок начались проблемы с сердцем. Помощь девушке оказала член думского Комитета по охране здоровья Татьяна Соломатина. Использовать депутату пришлось собственные медикаменты, так как на борту воздушного судна не оказалось вообще никакой аптечки. Поэтому и не только решить проблему с оказанием первой медпомощи на транспорте парламентарии рассчитывают в осеннюю сессию.
Кто ответит за аптечку в самолёте
«Мы только взлетели, прошло 30-40 минут, и у одной из пассажирок началась тахикардия, перебои в работе сердца, — рассказала Татьяна Соломатина «Парламентской газете». — Тут же выяснилось, что на борту нет никакой аптечки. Стюардесса призналась, что они постоянно просят аптечки у своего руководства, но их не слышат».
Ситуация в других российских авиакомпаниях не лучше, уверена депутат. «Оказывать помощь в самолётах приходится регулярно, и ситуация, когда на борту нет даже нашатырного спирта, меня уже давно не удивляет, — признала парламентарий. — Доводилась видеть нашатырный спирт, срок годности которого истёк несколько лет назад. Однажды мне принесли такую аптечку, что лучше бы её вообще не было: ни одного лекарства и старые, залитые чем-то бинты».
В 2018 году достоянием гласности в России стали 203 «авиационных события, связанных с ухудшением состояния здоровья пассажиров». Из них в 144 случаях экипаж был вынужден принять решение об экстренной посадке. В 22 случаях была зафиксирована смерть человека. В первом квартале этого года на борту воздушного судна умерли пять пассажиров.
При этом чёткой законодательной базы для оказания медпомощи на транспорте в России до сих пор нет, указывают законодатели. И тот факт, что за наличие и содержимое аптечек в самолётах, поездах и на кораблях никто не отвечает, — далеко не единственная проблема. Полной ясности нет даже в таком, казалось бы, элементарном вопросе, кто вообще имеет право оказать пассажиру первую помощь с использованием лекарств и медоборудования до прибытия скорой. «По сути, несмотря на то что я врач по профессии, права оказывать медпомощь я не имела, — признала Татьяна Соломатина. — Согласно действующему законодательству, делать это можно (за редким исключением) только в лечебно-профилактическом учреждении, имеющем лицензию, и только по своему «профилю».
Как сообщила депутат, в настоящее время в Комитете Госдумы по охране здоровья работают сразу над несколькими законопроектами, призванными решить проблему. Один из них будет регламентировать оказание доврачебной помощи на транспорте и в том числе позволит решить проблему с содержимым аптечек. Второй — расширит перечень специалистов, имеющих право оказывать первую помощь с использованием медикаментов. В том числе в него попадут стюардессы.
Дефибрилляторы могут появиться в каждом самолёте
Ещё один законопроект, уже принятый в первом чтении, предполагает размещение во всех местах массового пребывания людей автоматических наружных дефибрилляторов, напомнила Татьяна Соломатина. Также документ разрешает использовать эти приборы не только медикам, как сейчас, но и «неограниченному кругу лиц». Появиться дефибрилляторы, по мнению парламентария, могли бы и в каждом самолёте.
«Использование автоматических наружных дефибрилляторов — аппаратов, которые позволят экстренно оказать человеку помощь при сердечном приступе, — распространённая мировая практика. Во многих странах они размещены повсеместно в местах массового пребывания людей. После принятия этого закона такие устройства появятся в нашей стране в аэропортах, на вокзалах, в местах массового пребывания людей, в спортивных сооружениях. Это позволит спасти тысячи жизней, потому что при внезапной остановке сердца счёт идёт на минуты», — отметил при обсуждении законопроекта в первом чтении председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Спикер подчеркнул, что «современные автоматические дефибрилляторы просты в использовании и снабжены подробными инструкциями как действовать, чтобы воспользоваться ими мог любой человек, даже не имеющий специальных медицинских знаний».
По словам одного из авторов законопроекта, первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия» Андрея Исаева, дефибрилляторы в местах массового скопления людей могли бы спасти до 80 тысяч жизней в год. «Счёт (времени для проведения процедуры. — Прим. ред.) в данном случае идёт на минуты, — сказал депутат. — По подсчётам специалистов, каждая минута отбирает 10 процентов шансов на то, что человек выживет, а если выживет, не станет инвалидом, потому что остановка сердца означает прекращение кровоснабжения головного мозга».
Ещё материалы: Вячеслав Володин , Андрей Исаев