Почему Ту-134 называли «стилягой» и «свистком»
56 лет назад, 29 июля 1963 года, состоялся первый испытательный полёт реактивного самолёта Ту-134. Сегодня этот лайнер считается одним из самых удачных проектов в области гражданского самолётостроения. Он вошел в историю как самый массовый и популярный советский авиалайнер.
Благодаря длинному узкому фюзеляжу и характерному высокому звуку двигателей в среде авиаторов Ту-134 прозвали «свисток» и «стиляга». А вот в НАТО он получил более брутальное наименование: Crusty — «Дерзкий».
Ту-134 был спроектирован в начале 1960-х годов в Конструкторском бюро под руководством легендарного Андрея Туполева. Серийный выпуск лайнера осуществлялся на Харьковском авиационном производственном объединении с 1966 по 1984 годы.
Практическая эксплуатация Ту-134 началась в сентябре 1967, а в 1968 году первые образцы таких самолетов были поставлены на экспорт. К слову, это был первый отечественный пассажирский лайнер, прошедший официальную международную сертификацию. В ноябре 1968 года он был сертифицирован в Польше на соответствие английским нормам летной годности BCAR. Этот самолет также экспортировался в Чехословакию, ГДР, Болгарию, Венгрию, Югославию, Вьетнам и другие страны.
Всего было построено 852 различные модификации самолета Ту-134. На его базе создавались летающие лаборатории для отработки новых образцов авиационной и космической техники.
До последнего времени несколько сотен Ту-134 продолжали эксплуатироваться в России и за рубежом. Большой популярностью пользовалась VIP модернизация самолета. Но с 2013 года постепенно все самолёты Ту-134 выводятся из эксплуатации, поскольку устарели морально и физически.