Почему нельзя лечить больных без их очного приёма
Телемедицинские консультации хороши, но вначале следует обратиться к врачу, считают специалисты
В период пандемии ходить на приём в поликлинику стало небезопасно из-за риска подхватить коронавирус в очереди к специалисту. Особенно уязвимы в этом плане люди в возрасте или с хроническими заболеваниями. Выходом могут стать телемедицинские консультации. В каких ситуациях они необходимы, а когда без личного обращения к доктору не обойтись, разбиралась «Парламентская газета».
Цена ошибки
Осенью прошлого года Минэкономразвития выступило с инициативой ввести в России трёхлетний экспериментальный правовой режим (ЭПР) для развития телемедицины. В ведомстве предложили разрешить нескольким медицинским учреждениям ставить дистанционные диагнозы пациентам без обязательной очной консультации. Но в Минздраве эту идею не поддержали, сообщил 14 января ТАСС. В профильном ведомстве посчитали, что риски от ЭПР превалируют над пользой, ведь не всегда дистанционный опрос пациента позволяет получить объективную картину заболевания. А значит, первичный приём и осмотр врач должен провести очно.
«Я полностью поддерживаю позицию Минздрава, — сказал «Парламентской газете» заслуженный врач России, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый. — Если говорить о телемедицинской консультации в формате «пациент — доктор», то первичный осмотр обязательно должен быть очным. И только потом можно дистанционно наблюдать за состоянием здоровья человека, следить за динамикой заболевания, анализировать лабораторные данные и результаты исследований. Эти нормы закреплены в законе о телемедицине. Это принципиальная позиция, которую поддержало врачебное сообщество».
По словам сенатора, если первичный осмотр не провести, возможны диагностические ошибки. Последствия — упущенное время и вред, нанесённый здоровью пациента.
Врач с пятидесятилетним стажем, кандидат медицинских наук, специалист ФГБУ НМИЦ терапии и профилактической медицины Галина Холмогорова дистанционную постановку диагнозов тоже не одобрила. Отношению к пациентам она училась у выдающихся профессоров русской терапевтической школы.
«Сейчас некоторые неопытные врачи, даже не глядя на человека, тут же направляют его пройти сложные исследования, — вздохнула специалист. — Вот вам направление на КТ, вот вам рентген, вот УЗИ… А потом смотрят в эти бумажки и выписывают лекарства».
Для постановки диагноза больного надо тщательно осмотреть и подробно расспросить, убеждена Холмогорова. Важно выяснить всё: привычки пациента, его образ жизни, перенесённые в детстве и юности заболевания, даже то, чем болели его родители. Ещё Гиппократ сказал, что болезни называются одинаково, но каждый человек болеет по-разному, отметила врач.
Помощь на расстоянии
Телемедицинские технологии сегодня стремительно развиваются, их уже широко применяют, подчеркнул Круглый. А дистанционные консультации в формате «врач — врач» стали ежедневной практикой. Сейчас в каждой крупной больнице есть центры телемедицинских консультаций. В сложных случаях врачи могут проконсультироваться со специалистами из федерального центра, региональной больницы, провести консилиум.
«В больнице, где я работал, телемедицинские технологии используют в ежедневном режиме — врачи всех тяжёлых пациентов консультируются с коллегами из федеральных центров, — привёл пример сенатор. — Если нужно изменить тактику лечения или, к примеру, перевести больного в федеральный центр, с помощью дистанционных консультаций это решается очень быстро — буквально у постели больного».
Помогла телемедицина и в ситуации с пандемией, добавила Холмогорова. «У нас в стране сейчас очень много людей с лёгкой формой ковида лечатся дома. По последним данным, их около миллиона, — уточнила специалист. — Врачи физически не могут всех посетить. Поэтому, когда есть возможность не приходить к пациенту домой, а связаться с ним по скайпу или телефону, чтобы проконтролировать состояние и скорректировать лечение, это, конечно, большое подспорье».
Коронавирус подстегнул прогресс
Пандемия коронавируса стала катализатором быстрого внедрения и распространения в России инструментов цифрового здравоохранения. Так, число телемедицинских консультаций в стране с 2018 года возросло с 400 тысяч до 7 миллионов. Это произошло за счёт создания референс-центров по диагностике ковида, реанимационных консультативных центров и многого другого. С 2020 года с применением дистанционных технологий стали активно проводить медицинскую реабилитацию детей. Об этом на прошедшем в ноябре прошлого года XII Всероссийском конгрессе пациентов сообщил глава Минздрава Михаил Мурашко.
В Москве благодаря интеграции телемедицинских технологий ещё в апреле 2020 года в рекордные сроки открыли центр телемедицины. Его главной задачей стал врачебный контроль за пациентами с COVID-19, проходящими лечение на дому. Только за год работы специалисты центра провели более миллиона консультаций, сообщил ТАСС. В дальнейшем власти планируют задействовать его не только для лечения пациентов с коронавирусом.
Ещё материалы: Владимир Круглый, Михаил Мурашко