Почему не удается решить проблему электросамокатов
Средства индивидуальной мобильности вписаны в ПДД еще с марта, но количество аварий с ними только растет
Тема: Электросамокаты: новые меры безопасности
Законопослушных пешеходов защитят от нерадивых водителей электросамокатов и моноколес при помощи высоких технологий. Уже в ближайшее время в некоторых городах России могут начать внедрение специальных датчиков, чтобы на самокатах нельзя было кататься вдвоем, а сами покатушки привяжут к «Госуслугам». Об этом стало известно на круглом столе, посвященном развитию средств индивидуальной мобильности, который прошел в Совете Федерации 22 ноября.
Принципы «подключенного транспорта»
Несмотря на то что термин СИМ (средства индивидуальной мобильности) вписали в ПДД еще в марте этого года, проблем с электросамокатами, моноколесами и прочими подобными гаджетами, кажется, меньше не стало. Так, по статистике, представленной участниками круглого стола, за девять месяцев 2023 года в России произошло 2647 аварий с участием СИМ — это на 215 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом больше половины пострадавших в них составили люди младше 20 лет.
«В сущности, у нас с введением средств индивидуальной мобильности в ПДД ничего и не изменилось, — подчеркнул в ходе круглого стола член Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев. — Как ездили по тротуарам на предельной скорости, так и ездят, как катались по двое, так и катаются».
По словам сенатора, в области СИМ до сих пор не решено сразу несколько важных вопросов: например, не установлена ответственность за нарушение их водителями правил дорожного движения, не прописано, как они должны действовать в случае ДТП. Наконец, не определено ведомство, на которое следует возложить контроль за самокатчиками.
При этом и назад повернуть уже нельзя — слишком уж СИМ полюбились народу. В одном только Петербурге, по данным местного комитета по транспорту, горожане за сезон накатали на самокатах и моноколесах 68 миллионов километров. Значит, выход только один — разбираться с проблемами и по возможности органично встраивать СИМ в закон и дорожное движение. И, судя по всему, особую ставку в этом процессе политики и эксперты делают на современные технологии.
«Нам необходимо двигаться в сторону реализации принципов подключенного транспортного средства, — считает член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. — При этих принципах у нас каждое СИМ будет оснащено треком движения, который позволит, во-первых, его отслеживать и дистанционно им управлять — в том числе отключать при необходимости, а во-вторых, будет содержать всю необходимую информацию о том, кто им в какой момент времени управлял».
Не хватает технологий и велодорожек
Судя по всему, плацдармом для внедрения и испытания инноваций может стать Санкт-Петербург. Так, по словам заместителя председателя городского комитета по транспорту Дмитрия Ваньчкова, местные власти уже договорились с операторами кикшеринга (так называется сервис по сдаче электросамокатов в аренду) о введении целого ряда серьезных изменений.
«Мы будем настаивать на введении на уровне закона требования обязательной верификации пользователей кикшеринга через «Госуслуги», — заявил Ваньчков. — Более того, мы переговорили с самими операторами, и они готовы в следующем году сами, безо всякого закона, доработать свои приложения, чтобы внести туда эту опцию. Это позволит ограничить использование электросамокатов несовершеннолетними. Плюс мы выступаем за то, чтобы все электросамокаты оснастить датчиками, чтобы на них нельзя было кататься вдвоем. Опять же, говорили с операторами — они заявляют, что это возможно».
Впрочем, и без этого проблем останется достаточно. Так, одной из них — и очень серьезной — является отсутствие в городах выделенных полос для движения СИМ. А там, где они все-таки есть — пусть даже и в виде велодорожек, — они, как правило, не связаны в единую сеть и очень малочисленны. К примеру, на весь Петербург пока что приходится лишь чуть больше 140 километров велодорожек при 37 тысячах одних только арендных электросамокатов.
Не забыли участники обсуждения и о тех, у кого есть личные СИМ. Пока что такие люди из поля зрения закона выпадают в принципе, и что с ними делать, не ясно.
Как отметил в заключение круглого стола Валерий Васильев, все предложения и инициативы участников будут приняты к рассмотрению.
Читайте также:
• Павел Федяев: Ловить нарушителей на электросамокатах помогут биометрия и искусственный интеллект
Ещё материалы: Валерий Васильев , Артем Шейкин