Почему московский трамвай назвали Аннушкой
трамвай «А» на Арбатской площади, вид со стороны Малого Афанасьевского переулка, середина 30-х гг.) / фото: public domain
109 лет назад, 29 декабря 1911 года, в Москве появился маршрут легендарной «Аннушки» — трамвая «А».
Первые трамваи появились в Москве в 1899 году. Первый маршрут «электрической городской железной дороги» проходил от Бутырской заставы (ныне Савеловский вокзал) по Нижней и Верхней Масловке.
Вскоре в городе появились знаменитые «буквенные» маршруты. 29 декабря 1911 года был пущен трамвай «А», который москвичи любовно называли «Аннушкой». Он курсировал по Бульварному кольцу и Москворецкой набережной. Трамвай «Аннушка» начинает свою историю в 1911 году, когда в Москве появился кольцевой маршрут А, пролегавший, по большей части, вдоль Бульварного кольца. Замыкалось круговое движение, проходя по Пречистенской, Кремлевской и Москворецкой набережным и двум проездам — Соймоновскому и Устьинскому.
«За открытыми окнами вагона линии „А“ шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве — мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлёвских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку…», — пишет об «Аннушке» Константин Паустовский, в юности работавший кондуктором на московском трамвае.
По его воспоминаниям, линия «А» была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и «пассажир был иной — интеллигентный и чиновный».
К 1915 году в городе насчитывалось уже 34 трамвайных маршрута, протяженность линий возросла до 311 километров. Была еще «Букашка», ездивший на всем протяжении Садового кольца, и «Верочка» — которая связывала по кольцу Таганку с районом Автозаводской.
Маршрут «Аннушки» не раз меняли: его то продлевали, то снова сокращали.
В 1991 году трамвай ходил от Зацепы до метро «Кировская», в конце 90-х годов его ликвидировали.
Второе рождение «Аннушки» пришлось на празднование 850-летия Москвы. В 1997 году трамвайный маршрут, ставший настоящим символом столицы, был восстановлен — теперь он удлинился через Серпуховскую заставу до Октябрьской площади. Сегодня трамвай «А» курсирует как экскурсионный маршрут.