Почему крейсер «Варяг» стал легендой русского флота
1 ноября 1899 года на воду был спущен крейсер «Варяг», построенный на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии по заказу Российской империи.
По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных. Он стал самым быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением. На нём был телефон, электричество, радиостанция и паровые котлы новейшей модификации.
В 1901 году «Варяг» вступил в строй Военно-морского флота Российской империи. Корабль отправили на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. В ходе русско-японской войны в феврале 1904 года крейсер и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой. После поражения «Кореец» был взорван, а «Варяг» затопили.
В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны Россия выкупила крейсер вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры. И в марте 1916 года корабль, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и на нем снова был поднят Георгиевский флаг.
В 1917 году крейсер отправили на ремонт в Глазго. Но после революции в России Британия конфисковала его за долги царского правительства и в 1920 году продала Германии как металлолом. Следуя на разборку, «Варяг» сел на мель и затонул у берегов Южной Шотландии. Летом 2003 года началась экспедиция по поиску останков корабля, в ходе которой удалось обнаружить его корпус. В 2007 году в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того места, где затонул «Варяг», открыли памятник в честь легендарного российского крейсера.