По святому кольцу Тавриды
15 самых известных православных храмов и монастырей полуострова
В теперь уже далеком 1965 году московский журналист Юрий Бычков, приехав в командировку в Суздаль, придумал ставший впоследствии известным на весь мир туристический маршрут «Золотое кольцо России». По его задумке, выехав из Москвы, нужно было по очереди посетить Загорск (ныне Сергиев Посад), Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Иваново, Суздаль, Владимир и вернуться назад в Первопрестольную. Получалось кольцо или, еще правильнее, ожерелье, драгоценными украшениями которого стали старинные русские города. Спустя два года, осенью 1967-го, Бычков осуществил задуманное на своем собственном автомобиле марки «Москвич» и написал о поездке цикл очерков, которые опубликовал в газете «Советская культура».
«Чем мы хуже? — подумал я в канун Дня Крещения Руси, который отмечается 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. — И почему бы нам не придумать свой кольцевой паломнический маршрут по Крыму, ведь именно здесь находится колыбель российского православия?» Название придумано: «Святое кольцо Тавриды». Машина есть — пусть и не «Москвич». И значит, в дорогу.
От Херсонеса до Фороса
Стартовая точка маршрута — Владимирский собор в Херсонесе Таврическом, где крестился в 988 году киевский князь Владимир. Ключевое событие в истории России, без которого не было бы ни Андрея Рублева, ни Николая Гоголя, ни Федора Достоевского, ни Льва Толстого, ни Александра Солженицына. Да что там — без которого не было бы самой России.
«Именно в Крыму находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства, — говорил Владимир Путин в одном из своих посланий Федеральному Собранию. — Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм».
Из Херсонеса отправляемся в Свято-Георгиевский монастырь. «Божья страна» — так переводится с греческого название мыса Фиолент, у которого расположена обитель. Сюда, в эту страну, стремились путешественники со всей России, и, может быть, самым знаменитым из них был Александр Пушкин, в честь которого на мысе установлена ротонда с мраморным барельефом классика и строками из родившегося здесь послания Чаадаеву. У ротонды смешиваются два потока людей — туристы, приехавшие на Фиолент отдохнуть, полюбоваться пейзажами и искупаться на одном из красивейших пляжей Крыма — Яшмовом, и паломники, направляющиеся на богомолье в монастырь. Полуостров — это одновременно и всероссийская здравница, и всероссийский религиозный центр.
Следующая точка — Форосская церковь. Это висящий на краю пропасти на высоте 427 метров над уровнем моря храм Воскресения Христова. Найти более живописное место, пожалуй, невозможно. Приезжающие сюда туристы подолгу стоят на смотровой площадке, глядя на расстилающееся внизу самое синее в мире Черное море, сливающееся далеко-далеко у горизонта с таким же синим крымским небом. Церковь — памятник архитектуры федерального значения, построена по проекту академика Николая Чагина в 1892 году в честь чудесного спасения российского императора Александра Третьего во время крушения поезда на станции Борки Курско-Харьковской железной дороги.
Из Ливадии в рай
Из Фороса наш путь лежит в Ливадию, в Крестовоздвиженскую церковь при знаменитом царском дворце. Построенная при Александре Втором, она была задумана как сокровищница и хранилище религиозных реликвий Российского императорского дома. В 1894 году в этом храме святой праведный Иоанн Кронштадтский совершал заупокойные панихиды по почившему в Ливадии царю-миротворцу Александру Третьему. Здесь же принес присягу на верность престолу последний русский самодержец Николай Второй и приняла православие его невеста — принцесса Алиса Гессенская, нареченная Александрой Федоровной.
Главный православный собор Ялты освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского. Построен в память убитого народовольцами российского императора Александра Второго. Проект, авторами которого стали Николай Краснов и Платон Теребенев, утверждал лично Александр Третий. Первый камень был заложен в основание собора 1 марта 1891 года, а освящение состоялось 4 декабря 1902-го в присутствии Николая Второго.
От Ялты недалеко до… рая. Мимо небольшого села в окрестностях Алушты под названием Красный рай проходит дорога в труднодоступный Косьмо-Дамиановский монастырь, спрятавшийся в центре Национального парка «Крымский». Это идеальное место для спасения души — в горах, у источника воды, вдали от посторонних смущающих глаз. Создателем монастыря был архиепископ Иннокентий (Борисов). Он обратил внимание, что Крым напоминает Грецию, и решил создать на полуострове наш русский Афон. В конце 1850 года Иннокентий ходатайствовал об отводе земли около источника святых Косьмы и Дамиана для учреждения там киновии. Императорское согласие было получено, но начавшаяся вскоре Крымская война отодвинула сроки открытия монастыря. На месте будущей киновии некоторое время находился военный наблюдательный аванпост, а внизу по течению Альмы, в ущелье между горами, были устроены баррикады из строевого букового леса и камня. Однако Иннокентий не оставлял своего замысла и в конце концов в 1857 году добился его воплощения.
Маяки и источники веры
Если история Косьмо-Дамиановской обители уходит своими корнями в XIX столетие, то храм-маяк в селе Малореченском под Алуштой был построен совсем недавно, в 2007 году. Это самый высокий храм Крыма, его высота составляет 65 метров. Однако уникальность церкви заключается не столько в этом, сколько в том, что в цокольной части комплекса открыт Музей катастроф на водах. Одна из его экспозиций посвящена гибели в 1942 году у берегов Крыма санитарно-транспортного теплохода «Армения», которая унесла жизни от четырех до десяти тысяч человек. Храм освящен в честь святителя Николая Чудотворца — покровителя моряков.
Из Малореченского направляемся дальше на восток. Стараясь укрыться от людских глаз, монахи издревле строили свои обители в глухих местах. Самая «секретная» крымская обитель — монастырь святого Стефана Сурожского. Когда-то здесь, в Кизилташе, он же Краснокаменка, находился сверхсекретный военный объект — база тактического ядерного оружия. Монастырь недаром носит имя Стефана Сурожского. Именно он первым из христианских подвижников появился в этих местах — было это в VIII веке. До сих пор монахи показывают паломникам уединенную пещеру, где, по преданию, молился православный святой.
Чтобы добраться до храма святого Иоанна Предтечи, надо промчаться по трассе «Таврида» до самой Керчи, но оно того стоит уже хотя бы потому, что, по мнению ученых, это старейший действующий храм на территории России. В основании находятся остатки византийской церкви VI века, а время строительства нынешнего храма датируется VIII-IX столетиями. Во дворике сохранилась каменная плита с углублением, которое напоминает след человеческой стопы. По легенде, он принадлежит то ли Иоанну Предтече, то ли Андрею Первозванному.
На обратном пути останавливаемся у расположенного под Белогорском, в окрестностях села Тополевка, женского Свято-Троице-Параскевиевского монастыря, известного своими целебными источниками. Обитель стоит прямо у источника, носящего имя святой Параскевы Римской. Он отделан местным гранитом, и около него устроена часовенка. В двух километрах от монастыря, в лесу, — источник святого Георгия Победоносца. Рядом — часовня и маленькая колокольня, после окунания каждый желающий может позвонить в колокола. Наконец, еще выше в горах — источник Трех святителей. Впрочем, лезть в горы необязательно. Для тех, кто по болезни или по нехватке времени не может подняться к источнику, вода из него проведена на территорию монастыря — в нижнюю купель.
Симферопольский врач и севастопольские адмиралы
В столице Крыма Симферополе у нас две точки. Первая — Свято-Троицкий собор, в котором хранятся мощи архиепископа Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) — выдающегося православного подвижника и одновременно выдающегося врача, ставшего в 1946 году лауреатом Сталинской премии первой степени за монографию «Очерки гнойной хирургии». Именно Свято-Троицкий собор был последней кафедрой, на которой служил архиепископ Лука. Вторая симферопольская святыня на нашем маршруте — кафедральный Александро-Невский собор, восстановленный на том самом месте, где он был взорван в 1930 году по решению безбожной большевистской власти.
Бахчисарай. Бывшая столица Крымского ханства и одновременно один из центров православной Тавриды. Церкви и кельи Свято-Успенского монастыря вырезаны прямо в скалах. Иноки молятся здесь уже много столетий — обитель основана византийскими монахами в VIII веке. В этих местах православие воздействует на людей силой красоты. Вряд ли будет преувеличением сказать, что это один из красивейших монастырей не только Крыма, но и всей России.
Мы все ближе и ближе к тому, чтобы замкнуть наше святое кольцо. Над оборонительной башней средневековой византийской крепости Каламита, расположенной на территории современного Инкермана, развевается российский триколор. Его водрузили здесь 2 марта 2014 года, за две недели до референдума о воссоединении Крыма с Россией, монахи Свято-Климентовского мужского монастыря под предводительством тогдашнего настоятеля обители отца Ореста, чтобы укрепить дух севастопольцев, их уверенность в правильности принятого решения о «возвращении к родным берегам». Воссоединение Крыма с Россией не случайно иногда называют политическим чудом.
Замыкая круг, возвращаемся в Город русской славы. Здесь в еще одном Владимирском соборе (не путать с тем, что расположен в Херсонесе) находится усыпальница великих севастопольских адмиралов — Михаила Лазарева, Владимира Корнилова, Владимира Истомина и Павла Нахимова.
«Святое кольцо Тавриды» не уступит ни «Золотому кольцу России», ни зарубежным аналогам — «Романтической дороге» в Германии, «Кольцу Керри» в Ирландии или «Золотому треугольнику» в Индии.
По преданию, сразу после воскресения Христа в Тавриде проповедовал апостол Андрей Первозванный. Сюда был сослан и принял мученическую смерть епископ римский Климент, из древнего Херсонеса святой равноапостольный князь Владимир принес на Русь свет Православия.
В XIX веке святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, сказал: «Крым как будто создан для того, чтобы быть нашим русским Афоном». Здесь, на русском Афоне, хотя бы раз в жизни должен побывать каждый русский человек. И для этого государство должно вместе с церковью развивать паломнический туризм».
Ещё материалы: Владимир Путин