Платные отделения вузов просят сделать дешевле для хорошистов
Петербургский депутат предлагает прогрессивную шкалу цен за образование в зависимости от результатов ЕГЭ
Недобрав один балл, многие поступающие вынуждены идти на платное отделение вузов и ссузов. И стоимость образования для них такая же, как и для махровых троечников. Петербургский депутат Андрей Рябоконь считает это несправедливым. Он предложил министру просвещения Сергею Кравцову ввести дифференцированную шкалу оплаты в зависимости от школьной успеваемости. В Госдуме идею поддерживают, считая, что дальнейшим стимулом уже для студентов могут быть скидки и повышенные стипендии.
По вине демографии
Выпускники девятых классов, если не хотят продолжить учиться в школе, поступают в профессиональные училища и колледжи по конкурсу аттестатов, а окончившие 11 классов после сдачи ЕГЭ подают документы в вузы. Однако в ближайшие годы поступать будет все сложнее, так как подрастают дети эпохи бэби бума, стартовавшего примерно в 2008 году. Многие ученики с хорошими оценками останутся за бортом из-за высокой конкуренции и отсутствия должного количества бюджетных мест.
Те, кто с боем попадал в детский сад и привык, что в школьных классах по 30-40 человек, скоро выстроятся в очередь за высшим образованием, напомнил Рябоконь. А бюджетных мест если и стало больше за последние годы, то незначительно. В итоге многие способные абитуриенты останутся за бортом, формально недобрав один-два балла. Ведь даже в ссузы на некоторые специальности по конкурсу аттестатов средний проходной балл составляет 4,5-4,8. А на престижные направления в вузы пороговая сумма по трем предметам порой доходит до 250.
Круглые отличники, может, и пройдут, а тем, кто лишь немного до них не дотянул, искать другие вузы и ссузы будет бессмысленно — везде картина нарисуется примерно одна и та же. Особенно с учетом того, что после начала специальной военной операции часть мест зарезервирована для детей участников СВО. Да и подростков других льготных категорий, имеющих приоритет при зачислении на бюджет, тоже никто не отменял. Поэтому для многих путь останется один: платное отделение. На эти места пойдут за одну и ту же плату и отличники, и хорошисты, и едва успевающие. И это Андрей Рябоконь считает неправильным.
В письме министру просвещения он напомнил, что сейчас в сфере высшего и среднего специального образования можно наблюдать две тенденции: реальное сокращение бюджетных мест, доступных для абитуриентов, не относящихся к льготным категориям, и увеличение стоимости обучения темпами, опережающими инфляцию. «Таким образом, зачастую сильные, но не добравшие баллов абитуриенты не могут получить высшее либо среднее специальное образование из-за его высокой стоимости, а слабые абитуриенты, но из состоятельных семей имеют такую возможность. Полагаю, что не может быть одинаковой стоимость обучения для тех, кто недобрал один балл, и для тех, кто еле перешагнул через минимум», — написал депутат в обращении.
По его мнению, необходимо, во-первых, стремиться к увеличению бюджетных мест пропорционально росту количества поступающих льготников: выделили сотню мест по квоте — добавьте и сотню обычных. Во-вторых, рекомендовать вузам дифференцировать стоимость обучения исходя из полученных абитуриентом баллов ЕГЭ, а ссузам — из среднего балла в аттестате: «Таким образом, индексация стоимости обучения должна коснуться лишь абитуриентов, имеющих низкий балл, а стоимость обучения для тех, чей балл близок к проходному, должна даже понизиться. Варианты стимулов могут быть разными. И, возможно, министерство может лишь дать рамочные установки. А решение о размере «вилки» должно остаться за образовательными учреждениями. Например, тем, кто недобрал один-два балла, позволить учиться с 10-процентной оплатой или иной незначительной долей на усмотрение учебного заведения. Хорошисты, которые из-за высокой конкуренции не смогли поступить, платили бы по 30 процентов. И только остальные шли по полной стоимости», — пояснил петербургский парламентарий.
Скидки за знания
Первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова согласна с идеей и считает, что нужно пересмотреть систему оплаты обучения в вузах не только при поступлении, но и при дальнейшем обучении. По ее мнению, несправедливо, что все студенты платят одинаковую цену независимо от результатов сессии: «Поддержу дифференцированную оплату, где стоимость обучения будет зависеть от того, как студент сдал экзамены, и от его успеваемости. Те, кто демонстрирует высокие результаты, получают скидки или повышенные стипендии, а те, кто не прилагает усилий, платят больше», — прокомментировала парламентарий петербургскую идею.
По мнению Лантратовой, возможность меньше платить станет хорошим стимулом и для студентов, которые будут ответственнее относиться к учебе: «Такая система будет справедливой по отношению к тем, кто действительно старается — признание их усилий. Это важный шаг к повышению качества образования и стимулированию студентов к самосовершенствованию».
Читайте также:
• В Росмолодежи поддержали привлечение ветеранов СВО к работе с детьми
Ещё материалы: Сергей Кравцов, Яна Лантратова